Гайдай и его неудачный билет — почему фильм «Спортлото-82» не стал очередным шедевром?

Про "ошибки" мастера

Вот смотрю этот фильм и думаю, что не так с ним? Вроде бы всё в лучших традициях Леонида Гайдая. Есть там и шутки, и любовь, и жулики, и погони. Но почему «Спортлото» не стал таким же популярным, как другие фильмы мастера комедии? Что это было, ошибка или может мы чего-то не поняли?

И ведь нельзя сказать, что фильм провалился. И не только не провалился, но ещё и с большим отрывом вышел в лидеры проката 1982 года (на втором месте был фильм «Мужики!» с 38 миллионами). Но даже 55 миллионов зрителей «Спортлото», хоть и не существенно, но заметно проигрывают "Бриллиантовой руке" с «Кавказской пленницей» и их почти 76 миллионами зрителей на каждый фильм. И сейчас «Спортлото-82» тоже менее популярно. И немного непонятно, почему…

Гайдай и актёры

И сразу нельзя не обратить внимание на то, что в «Спортлото-82» актёрский состав заметно слабее, чем во многих фильмах Леонида Гайдая. Да и вообще состав там очень небольшой. Но как же так получилось, что в фильме уже столько известных фамилий. Случайность? А вот и нет.

Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с обсуждением кинопроб. Дело в том, что пробы на фильм вызвали неоднозначную реакцию у худсовета, о чем наглядно говорит стенограмма заседания. Вот отрывки из некоторых выступлений.

Р. Буданцева: "Пробы не характерны для Гайдая. Раньше пробы всегда определяли стилистику, сейчас этого нет. Нет героини. Она по возрасту не подходит к партнерам. Удовиченко не может ничего в себе нести для этого фильма. Наиболее интересны Пуговкин и Кокшенов… "

Семагина: "У меня Удовиченко не вызывает сомнений. Она хорошо сыграла в последнем фильме у другого режиссера, у нее есть данные… "

Столбов: "Мне не понравилась Удовиченко. Актриса должна быть помоложе. Понравился Арлаускас, но, думаю, что не следует брать Кокшенова. А вот Пуговкин подходит… "

Осетинский: "Мне очень понравился Арлаускас. Кокшенов лучше, чем Боярский. Большие сомнения вызывает Удовиченко, ее героиня должна быть моложе… "

Ермолин: "Удовиченко может быть разной, но здесь она снята так, что выглядит старше. Интересен Арлаускас, но он будет очень странно выглядеть рядом с Удовиченко. На Степана лучше взять Боярского, Кокшенов будет слишком узнаваем. Пуговкин может быть… "

Л. Гайдай: "Удовиченко мне нравится. Но в таком случае либо надо всех подбирать под Удовиченко, либо идти от Арлаускаса. Роль Степана писалась на Кокшенова. Для себя я решил: Таня — Удовиченко, Костя — Арлаускас, Степан — Кокшенов, Сан Саныч — Пуговкин, Павел — Герасимов. Хотя Павла может сыграть и Боярский… "

Сложно сказать, лучше фильм получился фильм или нет, снимай Гайдай тех, кого хотел и Павла играл бы Герасимов (многим известный как робот Вертер) или Боярский, а Таню — Лариса Удовиченко. Судить конечно сложно, но в любом случае, от такого актёрского состава хуже бы точно не стало.

А ведь многие ошибочно полагают, что Гайдай специально хотел снимать молодых и малоизвестных актёров и хотел попробовать что-то новое. Но вот оказывается, что он просто выполнял "рекомендации" комиссии.

Гайдай и его неудачный билет — почему фильм «Спортлото-82» не стал очередным шедевром?

Но давайте немного про тех, кто сыграл в «Спортлото- 82». Михаил Кокшенов. Ему в какой-то степени отведена роль Балбеса. Вообще роль больше и разнообразнее, чем у кого-то из тройки, но он явно не дотягивает до уровня Юрия Никулина. Хотя, амбал из него получился запоминающийся. Если не сравнивать его ни с кем, то все отлично.

Но вот главного героя, не сравнивать уже не получается, уж очень Костя (Альгис Арлаускас) напоминает Шурика, и своей рассеянностью и наивностью. Сложно сказать, режиссер это пытался сделать второго Шурика или актёр сам по другому не смог, но идея в любом случае, не удачная.

Нет, это не Шурик. И хоть и играет вполне себе ничего, но совершенно не запоминается. Может, молодость сказывается ещё, не знаю. Но уже первые сцены с ним, особенно, начальные, в поезде, просто до боли что-то напоминают. Да, сдаётся мне, что попытка сделать второго Шурика имела место быть.

Гайдай и его неудачный билет — почему фильм «Спортлото-82» не стал очередным шедевром?

Вот главный "злодей" фильма — Сан Саныч (Михаил Пуговкин), думаю, не подкачал. Пуговкин — хороший актёр, он в фильме в привычном уже для него амплуа хитреца. У него получился довольно современный аферист. Пуговкин и играл и пел в фильме. И без его песни и игры было вообще всё плохо.

Главная героиня Татьяна (актриса Светлана Аманова). Ну тут пожалуй, тоже, если сравнивать с другими героинями фильмов Гайдая, то явно не дотягивает. Она бы смогла быть какой-нибудь подружкой главной героини. Но в качестве главной героини на фоне Варлей или Селезневой выделиться не получилось.

Но вот самая слабая роль, это наверно у жениха главной героини — Павла (Денис Кмит). В некоторых эпизодах на его игру смотреть очень не просто. Особенно, когда он рассказывает о встрече с медведем… Нет, мне совершенно непонятно, ну неужели лучше никак не получилось.

Гайдай и его неудачный билет — почему фильм «Спортлото-82» не стал очередным шедевром?

Кто-то возразит, что актёры молодые ещё и что не надо к ним так предвзято относиться. Но ведь герои Варлей или Селезнёвой были совсем не старше в своё время. Не намного старше был и 27 летний Миронов в «Бриллиантовой руке». А «Вождь краснокожих» был намного моложе. Но всё-таки играли они поинтереснее.

А ведь до «Спортлото» в фильмах Гайдая даже в эпизодах были яркие актёры. И мы запомнили очень много цитат второстепенных героев. "Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса". Или знаменитое "Лопух не догадался?". И так можно продолжать долго.

Как бы не хотелось это признавать, но второстепенные герои «Спортлото» определенно проигрывают даже эпизодникам ранних фильмов, и трудно не заметить, что шуток в фильме меньше и принадлежат они только центральным героям. Такой вот дефицит на шутки получился, в духе времени…

И отдельно ещё музыка и песни. Хитами не стали, запомнились хуже. Хоть и не плохие, и в неплохом исполнение. Опять же, благодаря Пуговкину, один напевчик вроде бы и привязывается во время просмотра, но слабо. И в народ он не ушел, как песня о медведях например или даже «Остров невезения».

Понятно одно, Гайдай взял очень высокую планку в своё "золотое" десятилетие, удерживать которую постоянно было не так просто.

Но не на это я больше всего обратил внимание. А на странные противоречия в фильме.

Про вымирающий вид человека

До «Спортлото» всех антагонистов в фильмах наказывали, причем довольно серьёзно: начиная от телесных наказаний Шуриком хулигана и своего напарника на стройке, до "расправы" над товарищем Сааховым и задержания правоохранительными органами Балбеса, Бывалого и Труса.

А вот в этом фильме можно заметить, что аферисты никак не наказаны в финале. Они конечно ничего не получили, но и не потеряли. И после приключений с билетом они продолжат свою "предпринимательскую" деятельность, продолжат и через несколько лет, скорее всего, станут "хозяевами" жизни, а вот наивные инженеры "Шурики" станут никому ненужными. В те годы это ещё не знали. Но сейчас, когда смотришь, становится немного грустно.

Да и за что этих спекулянтов наказывать и почему только их? Если уж наказывать, то это и тётю главного героя придётся даже. К ней вот любимый племянник отдохнуть приехал, притащил целые баулы подарков, а она его в курятник поселила, чтобы заработать побольше денег… чем вот она лучше алчного Сан Саныча?

Или вот взять директора туристической базы, которого сыграл Борислав Брондуков. Ведь он совершенно бесполезен в качестве директора, ничего не знает, как и что там у него происходит на базе, он только отдыхает со своей помощницей, флиртует с молоденькими туристками и т. д.

И как мне показалось, ещё одну мысль Гайдай затрагивает не случайно. В фильме несколькими шутками словно подчеркивается, что честные водители могут заработать на машину и цветной телевизор только случайно, если в лотерею выиграют. А вот уже разные Сан Санычи имеют намного больше возможностей заработать.

Но всех этих людей Гайдай высмеивает. Как, например, высмеивает и поголовную увлеченность самых читающих людей в мире дешёвыми и глупыми детективами. Высмеивает, но это не помогает и ничего не меняет. Зрителей это уже почти не смущает, ни дешёвая литература, ни предприимчивые "дельцы".

В фильме уже скорее Костя начинает казаться чужим и лишним среди этих "честных" людей. Понимал ли Гайдай, что его "Шурик" — вымирающий вид человека? Может быть он и не согласен с этим, но сделать ничего не может.

Да, съемки фильма проходили уже не в самый светлый период советской державы. Всё-таки шли 80-е. Жизнь вокруг стремительно менялась. Если ещё в 60-е и 70-е страна набирая обороты, полным ходом была устремлена вперёд и казалось, что ещё чуть-чуть и вот оно — светлое будущего.

Но что-то в "механизме" не сработало и решающего рывка не получилось. В 80-е "настоящее" уже откровенно буксовало. И это проявлялось во всём. В кино, соответственно, тоже. Но это уже совсем другая история.

Как я уже писал выше, провалом фильм считать нельзя. И вешать все имеющиеся недостатки на Леонида Гайдая и заявлять, что он "исписался" тоже глупо. Тут имеет место быть целый ряд обстоятельств. Кино это всё-таки не книга, в которой только мысли одного писателя. С кино сложнее. И думаю «Спортлото-82» как раз такой случай.

#комедия #кино #криминал #юмор

Мне нужна ваша простынь, мадам!

В те далекие времена, когда Запад был ещё немного диковат, на каждом шагу можно было нарваться на неприятности. Даже днём можно было выйти из дома в магазин, а вернуться со стрелой в спине или без скальпа. На улицах было ещё не очень спокойно.

Чтобы устроить эпичные битву с друзьями не нужно было заходить в интернет и качать себе новую игру про викингов. Надо было просто выйти на улицу и крикнуть — Эй ты, парень! Ты, кажется, что-то сказал?

И в одном западноамериканском городке такой образ жизни ведёт большая часть горожан. Из развлечений у них только пьянство и драки в местном салуне. А вот просвещенная Франция покорена изобретением братьев Люмьер и смотрит наивные, еще не цветные, немые фильмы…

А какой отдых предпочитаете вы? А можно выбрать и то и другое. Такую возможность нам даёт фильм "Человек с бульвара Капуцинов" А. Суриковой. Он возвращает любителей кино в начало XX века.

«Человек с бульвара Капуцинов» или 10 капель перед стрельбой по режиссеру

Преданный слуга синематографа мистер Джон Фёст, привозит киноустановку и начинает показывать первые немые киноленты в салуне вечно пьяным ковбоям. И постепенно, не только отъявленные пьяницы и бандиты из белого населения подпадают под влияние кинематографического искусства и ради кино отказываются даже от виски, но и местные индейцы отстаивают свое право на посещение синематографа.

Но владелец салуна и местный священник из-за кино теряют клиентов и возможность зарабатывать деньги на жителях городка. Недовольные новым увлечением горожан, они всячески пытаются вредить Джонни Фёсту. Кто одержит верх в противостоянии? Кино или привычная выпивка и проповеди священника? Какие жертвы потребует искусство в этот раз? Это зритель может узнать из фильма…

10 капель перед стрельбой

Но стрельбой мы не будем заниматься сейчас, ну может совсем немного, в самом конце. А вообще, «10 капель перед стрельбой» это ещё и рабочее название фильма.

«Человек с бульвара Капуцинов» или 10 капель перед стрельбой по режиссеру

Как хорошо, что технологии уже дошли до такого, что посмотреть кино "Человек с бульвара капуцинов" можно в любое время. И для этого не нужны ни белые простыни, ни громоздкие киноаппараты, а нужен только интернет. Ну и хотя бы смартфон.

И как же киноаппарат похож на современные технологии. Ну да. Вот не было бы у ковбоев никакого киноаппарата, так бы они и проводили всё своё свободное время за пьянками и драками. Но вот им привезли (из-за бугра) штуковину, из-за которой они забывают всё на свете и начинают "залипать" целыми вечерами у экрана глядя видеоролики… Ну очень знакомая ситуация.

Так уж получилось, что полностью фильм я посмотрел совсем недавно. До этого часто видел его по телевизору, но как-то всё урывками. Мда, представляю, какой успех имел фильм у мальчишек того времени. Ковбои и индейцы, драки и погони — это ли не мечта каждого советского школьника?

Очень радует в фильме звёздный состав актёров. Вы только посмотрите на этот список, это же настоящий парад звёзд:

Андрей Миронов, Александра Яковлева, Николай Караченцов, Олег Табаков, Леонид Ярмольник, Михаил Боярский, Спартак Мишулин, Наталья Крачковская, Михаил Светин, Игорь Кваша, Лев Дуров, Галина Польских, Наталья Фатеева, Борислав Брондуков, Олег Анофриев, Семен Фарада, Александр Иншаков… Что не фамилия, то мастер.

Тут вам и брутальные Караченцов с Боярским, и забавный Ярмольник и конечно же благородный Миронов, который и сыграл мистера Фёста — это была его последняя роль в кино. И саму премьеру фильма в Москве Миронов так и не увидел, но он успел посмотреть фильм в Ленинграде на неофициальном показе.

«Человек с бульвара Капуцинов» или 10 капель перед стрельбой по режиссеру

И я думаю, что фильм во многом обязан именно актёрам, которые и спасли фильм. Потому что, глядя его в более старшем возрасте, уже не получается не обратить внимание и на слабые моменты, которые всё-таки есть. И если бы не актёры, их было бы сложно простить.

Вот, например, когда у Караченцова от страха встают волосы дыбом, как в какой-нибудь передаче "Каламбур". Но я уверен, что Караченцов сыграл бы испуг и без этого дешёвого приёма. Или вот тот бифштекс, который прилипает к заду Миронова… Понятно конечно, что это комедия и… но нет, всё-таки у Гайдая в "Деловых людях" или "Самогонщиках" подобные гэги смотрелись намного уместнее и смешнее. Тоже самое с озвучкой ударов, ну перебор же. И таких моментов довольно много.

Возможно, Сурикова специально использовала приёмы черно-белых фильмов. Но получилось немного странно, как-то немного по-детски, а мне кажется фильм снимался больше для взрослой аудитории. Хотя, может быть, я и ошибаюсь

Но как-то уж совсем не естественно выглядят ковбои, которые постоянно пьяны и палят из револьверов каждые десять секунд, обращаются к друг другу исключительно "Джентльмены" и вообще говорят литературным языком. Ну это ведь всё равно, если иностранец привёз кино в русскую деревню, по которой целыми днями все бродят пьяные, в ушанках, дерутся и танцуют с медведями.

Хотя фильм, в общем-то, очень добрый. Даже удивительно, как так получилось, что выстрелы в фильме звучат каждую секунду, но за весь фильм так никого и не пристрели. Отъявленные убийцы и бандиты показаны очень воспитанными и образованными. Ковбоев, наверно, никто и никогда еще не показывал такими добрыми.

Но, в заключение могу сказать, что это как раз тот случай, когда фильму можно многое простить. И эту слишком театральную наигранность и очень банальные шутки, которые благодаря актёрам выглядят не так глупо. И актёрам за фильм могу только сказать огромное спасибо. Но вот к режиссеру вопросы всё равно остаются. Тем более, что Сурикова, сняв продолжение, только ещё больше убедила меня в этом.

Во втором фильме не было уже всех этих замечательных актёров и фильм не получился. Получилось что-то вообще ужасное. Второй фильм не только смотреть, но даже говорить о нём не хочется.

#кино #вестерн #комедия #кинематограф