Последним фильмом режиссёра Леонида Гайдая стала комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и недавно я решил разобраться, почему очень многие нелестно о ней отзываются. И вот что у меня получилось.
Пародия
Сначала я был убежден, что многие зрители вообще не поняли те мысли, которые закладывал Леонид Гайдай работая над этой картиной — это не его обычная комедия, да и не комедия это в классическом её понимании. «На Дерибасовской хорошая погода…» — это гротеск и пародия, пародия на жизнь в СССР, пародия на клише всей советской действительности, пародия на шпионов и службы разведки, пародия на все наши представления о жизни в США.
А пародии, особенно на себя, мало кто из нас любит. Особенно если не понимает, что демонстрируемый по экрану фильм это пародия, а не обычная комедия.
Подражание
И вот, что мне еще кажется, что также как и фильм «Частный детектив, или Операция "Кооперация"», так и «На Дерибасовской хорошая погода…» — это неудачная попытка Гайдая в подражании западному кинематографу, особенно пародиям. Мне кажется что-то есть такое, что неуловимо напоминает по стилю американские комедии 1980-х — «Аэроплан», «Полицейская академия», «Космические яйца», «Голый пистолет» и «Голый космос».
Ну вот не снимал Гайдай так никогда, это совершенно не укладывается в его стиль. Тот "цирк", который видишь на экране идеально подходит для клоунады «Маски-Шоу», но совершенно не вяжется с гениальным режиссёром Леонидом Гайдаем. Ни в одном его фильме никогда не было таких "перекошенных" гротеском персонажей.
И ведь ничего не стоило снять фильм в стиле «Бриллиантовой руки» или «Приключений Шурика».
Харатьян
Даже не так — слишком много Харатьяна! Ну вот не считаю я его хорошим актёром. Да, у него хорошо получилась роль Алёши Корсака в «Гардемаринах», был органичен и на фоне других героев не особо выделялся. А здесь? Если в кадре Харатьян, то ты не замечаешь других персонажей: он громкий, он карикатурный, он кричит, он кривляется. Клоун! А мимика, а жесты — на это отвратительно смотреть.
Возможно, что тогда он и был популярным, и зрители ходили на фильмы с его участием только из-за того, что он был в главных ролях. Но пересматривая этот фильм сейчас просто удивляешься как это вообще принял режиссёр…
Кривляние
Это трагедия этого фильма! Когда смотришь на таких любимых актёров как Михаил Кокшенов, Эммануил Виторган, Евгений Весник, Леонид Куравлёв, Николай Парфёнов, – то ты ожидаешь, что они будут играть и играть красиво. Но даже они, все они заражены этим недугом — они кривляются, они не играют, они подражают, а где-то пародируют своих же героев.
Такие поголовные кривляния сделало фильм еще хуже, ведь даже если мы посмотрим на американские пародии, то мы увидим, что гротескными выглядят не все персонажи, а только главные герои, как правило. Поэтому в данном случае и полноценного подражания американской пародии у него не получилась.
В фильме действительно играли, а не кривлялись — всего три актёра: Андрей Мягков, Армен Джигарханян и Наталья Крачковская.
Большая часть того, что вызывает хороший страх, — это привязка к месту и времени конкретной жуткой истории. И в старых фильмах ужасов, таких как «Носферату», и в классических фильмах, таких как «Дракула» и «Франкенштейн», создаются особые декорации, в которых обитают самые страшные существа кинематографа. Эти жуткие декорации кажутся особенными, реальными и полными жизни, а вернее — нежити.
Замки с привидениями, заброшенные отели и величественные особняки — обычное дело для поклонников фильмов ужасов. Для полного погружения в их пугающую атмосферу лучше всего смотреть эти фильмы ночью. Готический стиль фэнтези-фильмов Гильермо дель Торо и гротескная сюрреалистичность анимационных фильмов Тима Бертона приглашают зрителей в свою кинематографическую реальность.
Декорации историй про вампиров, зловещий дизайн заброшенных домов и сказочные пейзажи темных фэнтези миров — все это подходит для идеального вечера в Хэллоуин. Здесь представлены 13 фильмов с безупречной пугающей атмосферой, в которых зрители легко растворятся и потеряют себя.
Носферату (1922)
Исполнение роли Носферату долговязым Максом Шреком с широко раскрытыми глазами запомнилось бы даже без ужасного жилища вампира, но средневековый страшный замок лишь усиливает тревожное повествование. Угрожающий взгляд графа Орлока из-за двери спальни и чудовищная тень, когда он ползет вверх по лестнице, лучшие моменты в фильме.
Кошмар перед Рождеством (1993)
Временами «Кошмар перед Рождеством» Тима Бертона кажется на 90% состоит из атмосферной картинки и на 10% из сюжета. Внешний вид анимированного мира захватывает. Зрители знакомятся с Джеком Скеллингтоном и его миром кошмарных персонажей в музыкальном вступлении фильма, поставленном на песню Дэнни Эльфмана «Это Хэллоуин».
Реальные упыри (2014)
Джемейн Клемент и Тайка Вайтити вдохнули новую жизнь в псевдодокументальный формат фильма «Реальные упыри», в немалой степени благодаря ироничному сочетанию весёлых шуток и абсолютно серьезных декораций. Старые фотографии, эскизы и драконовские картины украшают их ветхое викторианское поместье, которое служит ужасным домом для неудачливых гостей неуклюжей троицы.
Кабинет доктора Калигари (1920)
Не зря «Кабинет доктора Калигари» является лучшим примером немецкого экспрессионизма. Использование краски для передачи перспективы на перекошенных стенах и полах придает сказочное восприятие извилистой детективной истории режиссёра Роберта Вини.
Суспирия (1977)
Созданные художником Джузеппе Бассаном декорации с яркими всплесками цвета в фильме ужасов Дарио Ардженто «Суспирия» 1977 года — освещает путешествие американской танцовщицы, приехавшей в престижную немецкую балетную школу. Яркие оттенки красного, зеленого и синего создают суровый фон для ужасающей истории о сверхъестественном.
Сияние (1980)
Во время мертвого сезона снежный курорт становится площадкой для произвола призраков, которые занимают отель и заражают сознание разочарованного писателя Джека Торранса. Стедикамы пронизывают массивные декорации с точно рассчитанной конструкцией. От золотого бального зала до мятно-зеленого люкса команда дизайнеров фильма находит изобретательные способы изобразить метафизическую гниль внутри отеля.
Призрак оперы (2004)
Адаптация Джоэла Шумахера «Призрака оперы» Эндрю Ллойда Уэббера погружает зрителей в декорации художника-постановщика Энтони Прэтта — парижский оперный театр девятнадцатого века, в котором обитает неуловимый «Призрак оперы». Декорации великолепны — помпезный оперный театр с бархатом кресел, позолоченные статуи, кладбище, где каждая могила является произведением искусства, готическое подземелье. Атмосфера передаётся невероятно. Всё это дополняется магической музыкой невероятной красоты.
Невинные (1961)
Глубокая сосредоточенность на сюжете и костюмы того времени отличают «Невинных» Джека Клейтона от других адаптаций повести «Поворот винта» Генри Джеймса. В фильме, снятом в черно-белом цвете, используются резкие контрасты в освещении, чтобы подчеркнуть жуткую историю юной гувернантки, ухаживающей за детьми, которых она считает одержимыми призраками.
Лабиринт Фавна (2006)
В этой мрачной истории — жёсткой сказке Гильермо дель Торо режиссёр отправляет зрителя в мрачное подземелье. Фильм мексиканского режиссёра, получившего «Оскар», представляет собой путешествие от суровой Испании к безукоризненно детализированному фантастическому царству, наполненному тревожными существами, которые мгновенно узнаваемы. Выдающийся эпизод с участием «Бледного человека», которого часто играет Дуг Джонс, подчеркивает последовательное использование режиссёром зрелищных эффектов.
Франкенштейн (1931)
Декорации лаборатории Виктора Франкенштейна установили золотой стандарт для всех последующих образов безумных ученых. Безжизненное и несуразное тело лежит на операционном столе под люстрой, которая направляет молнии, чтобы вернуть его к жизни. Картина представляет собой потрясающую экранизацию романа английской писательницы Мэри Шелли.
Дракула (1931)
Знаменитая игра Бела Лугоши может быть тем, что приходит на ум, когда люди думают о классическом фильме ужасов о вампирах, но чертовски мрачные декорации Хермана Росса и Джона Хоффмана — это то, что переносит зрителей в мрачную атмосферу Трансильвании. От затянутого паутиной замка до подземных пещер легендарных вампиров — «Дракула» восхищает и пугает зрителей.
Багровый пик (2015)
Спустя почти десять лет после «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо вернулся в мир готического повествования с фильмом «Багровый пик». Проклятый роман между персонажами Тома Хиддлстона и Мии Васиковски оживает в бесконечно подробных декорациях Томаса Сандерса. Невероятный стиль поместья, зловещие тени и кровавая пыль создают основу для жуткой истории любви, которая поражает зрителя каждой нотой готического романа.
Дракула Брэма Стокера (1992)
Практически все согласны с тем, что «Крестный отец» — это величайший шедевр Фрэнсиса Форда Копполы, но в фильме «Дракула Брэма Стокера» режиссёр находится на пике своего мастерства. Он использует все возможные кинематографические приемы для создания загадочной и пугающей атмосферы в экранизации знаменитой истории о Дракуле — это умелое использование теней, реалистичные декорации, эффектные костюмы и общий антураж.