Большая часть того, что вызывает хороший страх, — это привязка к месту и времени конкретной жуткой истории. И в старых фильмах ужасов, таких как «Носферату», и в классических фильмах, таких как «Дракула» и «Франкенштейн», создаются особые декорации, в которых обитают самые страшные существа кинематографа. Эти жуткие декорации кажутся особенными, реальными и полными жизни, а вернее — нежити.
Замки с привидениями, заброшенные отели и величественные особняки — обычное дело для поклонников фильмов ужасов. Для полного погружения в их пугающую атмосферу лучше всего смотреть эти фильмы ночью. Готический стиль фэнтези-фильмов Гильермо дель Торо и гротескная сюрреалистичность анимационных фильмов Тима Бертона приглашают зрителей в свою кинематографическую реальность.
Декорации историй про вампиров, зловещий дизайн заброшенных домов и сказочные пейзажи темных фэнтези миров — все это подходит для идеального вечера в Хэллоуин. Здесь представлены 13 фильмов с безупречной пугающей атмосферой, в которых зрители легко растворятся и потеряют себя.
Носферату (1922)
Исполнение роли Носферату долговязым Максом Шреком с широко раскрытыми глазами запомнилось бы даже без ужасного жилища вампира, но средневековый страшный замок лишь усиливает тревожное повествование. Угрожающий взгляд графа Орлока из-за двери спальни и чудовищная тень, когда он ползет вверх по лестнице, лучшие моменты в фильме.
Кошмар перед Рождеством (1993)
Временами «Кошмар перед Рождеством» Тима Бертона кажется на 90% состоит из атмосферной картинки и на 10% из сюжета. Внешний вид анимированного мира захватывает. Зрители знакомятся с Джеком Скеллингтоном и его миром кошмарных персонажей в музыкальном вступлении фильма, поставленном на песню Дэнни Эльфмана «Это Хэллоуин».
Реальные упыри (2014)
Джемейн Клемент и Тайка Вайтити вдохнули новую жизнь в псевдодокументальный формат фильма «Реальные упыри», в немалой степени благодаря ироничному сочетанию весёлых шуток и абсолютно серьезных декораций. Старые фотографии, эскизы и драконовские картины украшают их ветхое викторианское поместье, которое служит ужасным домом для неудачливых гостей неуклюжей троицы.
Кабинет доктора Калигари (1920)
Не зря «Кабинет доктора Калигари» является лучшим примером немецкого экспрессионизма. Использование краски для передачи перспективы на перекошенных стенах и полах придает сказочное восприятие извилистой детективной истории режиссёра Роберта Вини.
Суспирия (1977)
Созданные художником Джузеппе Бассаном декорации с яркими всплесками цвета в фильме ужасов Дарио Ардженто «Суспирия» 1977 года — освещает путешествие американской танцовщицы, приехавшей в престижную немецкую балетную школу. Яркие оттенки красного, зеленого и синего создают суровый фон для ужасающей истории о сверхъестественном.
Сияние (1980)
Во время мертвого сезона снежный курорт становится площадкой для произвола призраков, которые занимают отель и заражают сознание разочарованного писателя Джека Торранса. Стедикамы пронизывают массивные декорации с точно рассчитанной конструкцией. От золотого бального зала до мятно-зеленого люкса команда дизайнеров фильма находит изобретательные способы изобразить метафизическую гниль внутри отеля.
Призрак оперы (2004)
Адаптация Джоэла Шумахера «Призрака оперы» Эндрю Ллойда Уэббера погружает зрителей в декорации художника-постановщика Энтони Прэтта — парижский оперный театр девятнадцатого века, в котором обитает неуловимый «Призрак оперы». Декорации великолепны — помпезный оперный театр с бархатом кресел, позолоченные статуи, кладбище, где каждая могила является произведением искусства, готическое подземелье. Атмосфера передаётся невероятно. Всё это дополняется магической музыкой невероятной красоты.
Невинные (1961)
Глубокая сосредоточенность на сюжете и костюмы того времени отличают «Невинных» Джека Клейтона от других адаптаций повести «Поворот винта» Генри Джеймса. В фильме, снятом в черно-белом цвете, используются резкие контрасты в освещении, чтобы подчеркнуть жуткую историю юной гувернантки, ухаживающей за детьми, которых она считает одержимыми призраками.
Лабиринт Фавна (2006)
В этой мрачной истории — жёсткой сказке Гильермо дель Торо режиссёр отправляет зрителя в мрачное подземелье. Фильм мексиканского режиссёра, получившего «Оскар», представляет собой путешествие от суровой Испании к безукоризненно детализированному фантастическому царству, наполненному тревожными существами, которые мгновенно узнаваемы. Выдающийся эпизод с участием «Бледного человека», которого часто играет Дуг Джонс, подчеркивает последовательное использование режиссёром зрелищных эффектов.
Франкенштейн (1931)
Декорации лаборатории Виктора Франкенштейна установили золотой стандарт для всех последующих образов безумных ученых. Безжизненное и несуразное тело лежит на операционном столе под люстрой, которая направляет молнии, чтобы вернуть его к жизни. Картина представляет собой потрясающую экранизацию романа английской писательницы Мэри Шелли.
Дракула (1931)
Знаменитая игра Бела Лугоши может быть тем, что приходит на ум, когда люди думают о классическом фильме ужасов о вампирах, но чертовски мрачные декорации Хермана Росса и Джона Хоффмана — это то, что переносит зрителей в мрачную атмосферу Трансильвании. От затянутого паутиной замка до подземных пещер легендарных вампиров — «Дракула» восхищает и пугает зрителей.
Багровый пик (2015)
Спустя почти десять лет после «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо вернулся в мир готического повествования с фильмом «Багровый пик». Проклятый роман между персонажами Тома Хиддлстона и Мии Васиковски оживает в бесконечно подробных декорациях Томаса Сандерса. Невероятный стиль поместья, зловещие тени и кровавая пыль создают основу для жуткой истории любви, которая поражает зрителя каждой нотой готического романа.
Дракула Брэма Стокера (1992)
Практически все согласны с тем, что «Крестный отец» — это величайший шедевр Фрэнсиса Форда Копполы, но в фильме «Дракула Брэма Стокера» режиссёр находится на пике своего мастерства. Он использует все возможные кинематографические приемы для создания загадочной и пугающей атмосферы в экранизации знаменитой истории о Дракуле — это умелое использование теней, реалистичные декорации, эффектные костюмы и общий антураж.