Ровно 55 лет назад увидел свет фильм Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу". Комедия-фельетон о том, как молодой журналист, влюбившись в юную симпатичную директрису ресторана, помог ей превратить старомодное унылое заведение общепита, коим она руководила, в модерновое молодежное кафе.

По словам Рязанова, он стремился снять "правдивую комедию" и потому проводил съемки не в павильонах, а в "подлинных интерьерах и на натуре". Следуя этой цели, уличные сцены снимали скрытой камерой, и мирно идущие по своим делам прохожие, сами того не ведая, невольно становились участниками фильма.

Почему Голубкиной так и не дали спеть в фильме «Дайте жалобную книгу», а композитора убрали из титров

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу», режиссёр Эльдар Рязанов, 1965 год

Хотя, конечно, более наблюдательные пешеходы зорким глазом замечали съемочный процесс. Удивленные и заинтересованные лица этих Шерлоков Холмсов, вы сможете лицезреть, если будете внимательно всматриваться в кадры уличных эпизодов.

В роли ресторана "Одуванчик" предстало кафе "Хрустальное". Оно было совсем новое и только запускалось к открытию, поэтому антураж застойного "Одуванчика": "пыльные пальмы", плюшевые портьеры, лепнина и псевдомраморные колонны был изготовлен в реквизиторских цехах "Мосфильма". Преображенный "Одуванчик" снимали в уже отремонтированном здании.

Почему Голубкиной так и не дали спеть в фильме «Дайте жалобную книгу», а композитора убрали из титров

Кафе «Хрустальное», Москва, 1965 год

Впоследствии это кафе, обрело статус ресторана, и превратилось в дорогое, пафосное заведение, просуществовавшее до начала 90-х. В постсоветские времена там обосновалась "Pizza Hut", а затем ресторан восточных блюд.

Соавтором сценария и песен к фильму стал знаменитый поэт-бард Александр Галич. Вскоре после выхода фильма из-за своей политической непримиримости и диссидентских настроений, он угодил в опалу, и его имя было убрано отовсюду, в том числе и из "Книги". Аналогичным образом Рязанову аукнулось и участие в фильме певицы Ларисы Мондрус, которая, как и Галич, попав в немилость советских властей, тоже была вынуждена навсегда уехать из СССР. Из-за этого фильм едва не попал на полку и являлся нежелательным для показа вплоть до перестроечных годов.

На главную женскую роль была приглашена Лариса Голубкина. После блестящего исполнения Шурочки Азаровой, образ ресторанной директорши показался ей пресноватым.

Почему Голубкиной так и не дали спеть в фильме «Дайте жалобную книгу», а композитора убрали из титров

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу», режиссёр Эльдар Рязанов, 1965 год

Желая оживить его, придать ему яркости и выразительности, Голубкина очень хотела исполнить песню "Добрый вечер", но Рязанов в своем стремлении к реалистичности, не дал ей этого сделать, объяснив, что начальник, распевающий песенки — это несолидно и неправдоподобно. "Где ты видела, чтобы директор ресторана ещё и пел?", – вопросил он актрису, и "Добрый вечер" был отдан Ларисе Мондрус.

Все-таки бесконечно жаль, что Лариса Голубкина оказалась лишена этой возможности. Вероятно, она могла бы несколько уступить Мондрус в профессионализме, но по очаровательности исполнения, вне всяких сомнений, превзошла бы ее во сто крат.

Но лично мне гораздо более по душе, прозвучавшая в этом фильме, простая, бесхитростная песенка Рины Зеленой.

Почему Голубкиной так и не дали спеть в фильме «Дайте жалобную книгу», а композитора убрали из титров

Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу», режиссёр Эльдар Рязанов, 1965 год

Комический образ эксцентричной ресторанной певицы по замыслу авторов, должен был бы стать апогеем анахронизма в изображении "нэпмановской", пошловато мещанской идеологии "Одуванчика". Но я этого не замечал. Не замечал вычурности наряда, гротескового обилия оборок, блесток и стразов. Я видел милую, прекрасную женщину, великолепную актрису, проникновенно и очаровательно исполнившую чудесную, трогательную песню о юных семнадцати веснах.

#кино #ссср #юмор #комедия #история

Для меня существует совсем немного иностранных фильмов, которые хочется пересматривать не один раз — смаковать сюжет, игру актеров и диалоги героев. Одним из таких фильмов, попавшим навсегда в домашнюю коллекцию, стала работа Гая Ричи «Джентльмены».

Для блюстителей морали и живущих строго по правилам и законам этот фильм к просмотру не рекомендую и дальше можете даже не читать данный обзор – этот фильм уж точно не для вас. Те же, кто может мыслить более свободно и воспринимать информацию адекватно, говорю — давайте сразу отбросим и не будем учитывать моральные аспекты фильма, романтизацию криминальной деятельности и общий смысл (хотя он есть). По факту – этот фильм не об этом, и не про борьбу полиции с криминалом, и даже не про бандитские разборки.

На самом деле сюжет фильма довольно простой – сделка купли-продажи бизнеса, в которой одна сторона хочет кинуть другую (обыденность в современном мире). Но добавим сюда обстоятельства о том, что бизнес незаконный, что стоит он сотни миллионов фунтов, и что сделка происходит между криминальными боссами.

«Джентльмены»: интеллектуальный криминал высокого уровня от Гая Ричи

Кадр из фильма «Джентльмены», режиссёр Гай Ричи, 2019 год

Сделка в данном фильме – подобие правил, порядка и внешней благопристойности. Стороны – настоящие хищники криминального мира: воплощение хаоса и звериных инстинктов, бандиты, готовые на всё ради своей выгоды, но сохраняющие достоинство и невозмутимость при переговорах, как настоящие джентльмены.

Именно из сочетания всех этих факторов появляется суть – достаточно убрать из антуража всего лишь одну деталь и история получается неинтересной и банальной. Но даже интересную историю нужно уметь рассказать. И на мой взгляд — Гай Ричи в этом преуспел.

Но — это еще не сказочка, это только смазочка

Фильм нескучный, да и смотрится легко. Сюжет развивается динамично, юмора достаточно — без перебора, диалоги выверены филигранно. Вообще – это один из немногих фильмов, в которым разговорный жанр идеально согласуется с экшеном на экране, они как бы дополняют друг друга, дают более полные ощущения от просмотра. Айван Эткинсон и Марн Дэвис в команде с Гаем Ричи над сценарием поработали на славу – правда с той оговоркой, что к реальности такая история не имеет отношения от слова "совсем".

Мэттью МакКонахи отлично подошел для главной роли "царя зверей", отлично и в том плане, что образ хладнокровного, расчетливого, умного и уверенного в себе человека он на себя успешно примерял уже не раз. Многие даже обвинили его в том, что в этом фильме он не показал ничего нового, что сыграл самого себя. Мне же, наоборот, показалось это достоинством – ведь то, что тебе нравится получается лучше всего, без фальши, тем более если это к месту и в тему. А в «Джентльменах» это именно так.

«Джентльмены»: интеллектуальный криминал высокого уровня от Гая Ричи

Мэттью МакКонахи, кадр из фильма «Джентльмены», режиссёр Гай Ричи, 2019 год

А вот Хью Грант в роли частного детектива и пройдохи раскрылся действительно с неожиданной стороны. И это… — здорово! Перевоплотиться в такого персонажа и так отменно сыграть! Великолепный актер, даже — Актер. Удивлен.

«Джентльмены»: интеллектуальный криминал высокого уровня от Гая Ричи

Хью Грант, кадр из фильма «Джентльмены», режиссёр Гай Ричи, 2019 год

Колин Фаррелл в роли Тренера — само спокойствие и невозмутимость. С правильной идеологией, прямолинейностью, жизненными принципами и собственным мнением является единственным действительно положительным персонажем в данном фильме. Многие его фразы нужно просто заучивать наизусть.

«Джентльмены»: интеллектуальный криминал высокого уровня от Гая Ричи

Колин Фаррел, кадр из фильма «Джентльмены», режиссёр Гай Ричи, 2019 год

В заключении хочу сказать, что сюжет фильма и манера его подачи выполнены с большой любовью и оригинальностью, именно в стиле Гая Ричи. Поклонникам его творчества фильм однозначно зашёл, а тем кто еще не смотрел – зайдет. Кастинг и игра всех актеров на высоте. Даже адаптированный русский дубляж сделан на отлично, с проявлением характеров и эмоций героев.

Итак, если вы дочитали это до конца и еще не смотрели фильм, то обязательно посмотрите, если смотрели, то пересмотрите еще раз. И кстати, хотя дубляж очень хорош, фильм есть еще в переводе и озвучке Гоблина (Дмитрия Пучкова).

#кино #комедия #криминал #джентльмены #гай ричи