Не устаю признаваться в любви советскому кинематографу и его основополагающим фигурам. Одним из таковых для меня является прекрасный режиссёр Георгий Данелия, подаривший нам множество фильмов грустных и веселых одновременно, как и сама жизнь.
Недавно я прочел воспоминания Данелии книгу под названием «Тостуемый пьет до дна». Это очень искренняя повесть о жизни и работе, пересыпанная юмором и интересными фактами, о которых просто не смог промолчать этот жизнерадостный человек, смакующий каждую минуту своего пребывания на земле.
Сегодня я немного расскажу о том, как снимался всенародно любимый фильм «Афоня», и какие курьёзы и недоразумения были с ним связаны.
Украденная актриса
Женя Симонова, на тот момент студентка театрального училища, была единственной, кого режиссёр хотел видеть в роли Кати. Другие актрисы не вызывали чувства попадания в образ, насколько хорошими бы они ни были. Но Женя уже снималась в другой картине, и съемки проходили довольно далеко. Данелия тем временем отвергал всех других претенденток.
Тогда директор фильма решился почти на преступление, и украл актрису, прямо по восточному обычаю, пообещав, что вернет ее через три дня. По счастливому стечению обстоятельств, все ее сцены действительно удалось уложить в трое суток, правда, девушка почти не отдыхала.
Разгневанные жены
Леонид Куравлев сыграл безответственного и пьющего сантехника, но сделал это с такой долей обаяния, что Данелия после получал гневные письма от женщин, чьи мужья соответствовали первым двум характеристикам.
Они не верили в то, что такой персонаж может вызывать симпатию и жалость и даже упрекали режиссёра в том, что он никогда не спал с пьяным сантехником.
Крупа, спасшая сцену с бюстом
Все, кто смотрел фильм «Афоня», помнят сцену под названием "Это энергичный танец", где неизвестная дама, танцуя с главным героем, размахивает перед ним огромной грудью. У актрисы, игравшей эту роль, не было таких внешних данных, и костюмер предложил вложить в ее бюстгальтер презервативы с водой.
Идея не выдержала испытания при движении конструкция выпала, и девушка вся промокла. Заменить подмоченные контрацептивы предложили мешочками с манкой. Они и сыграли решающую роль в этом эпизоде. Правда, лямки нижнего белья пришлось связать узлом, иначе оно не выдерживало такой тяжести.
Грустный финал
В конце фильма Афоня покупает билет на самолёт и ждёт посадки, лёжа на поле. К нему подходит милиционер и просит документы. На фото в паспорте герой юный, веселый и полный энергии, а теперь уставший от жизни немолодой мужчина с потухшим взглядом. На этом противопоставлении и должны были пойти титры.
Но Данелии было жаль оставлять Афоню совсем без надежды на будущее, поэтому он вставляет в концовку Катю. Сначала как образ "гения чистой красоты", который привиделся герою, ищущему хоть какой-то намек на будущее. Потом образ Кати должен был растаять.
Но в ходе съемок режиссёр понял, что не может так поступить с полюбившимся ему персонажем, и сделал Катю реальной. Да, она приехала к любимому на край света о чем действительно мечтали бы многие мужчины, но, конечно же, не признавались в этом ни себе, ни кому-то еще.
Поэтому критики объявили финал банальным и неправдоподобным, но Данелия об этом нисколько не жалел, ведь к своим персонажам относился как к живым людям, практически родным.
Можно еще многое рассказать о тонкостях этого фильма, но лучше прочтите воспоминания режиссёра, они написаны от первого лица и лучше меня поведают вам все эти секреты.