В отечественном кинематографе, как и в любом другом, были разные работы: проходные, пропагандистские, смешные, наивные и опережающие время. Но существует целый пласт фильмов, которые были признаны на Венецианском кинофестивале одном из самых строгих по отбору.
Хочу вспомнить несколько самых ярких картин, которые "ездили" в Венецию и обрели там заслуженный успех.
Пышка
Режиссерский дебют Михаила Ромма, первая роль Фаины Раневской. Очень смешная и тонкая картина по мотивам одноименной новеллы Ги де Мопассана. Фильм венецианским зрителям и жюри понравился но не забыли его и позже: плакат с афишей "Пышки" появлялся и в сериале "Друзья", и в фильме "Семь" Дэвида Финчера.
Очень удивился, когда узнал, что исполнительнице главной роли Галине Сергеевой на момент съемок было всего девятнадцать лет выглядит она опытной взрослой дамой. Полагаю, дело в таланте актрисы и мастерстве гримеров.
Весна
Фильм получил признание не только за счет участия Любови Орловой, но и благодаря нетипичному для СССР сценарию, который приглянулся бы и современным голливудским режиссерам.
Отдельная от меня благодарность за виды Москвы сороковых, стремительно хорошеющей и живой.
Попрыгунья
Очень яркий, веселый, но заставляющий задуматься фильм. Моя любимая роль Сергея Бондарчука как он благороден и величественен здесь! Но самое примечательное кино было снято по технологии Magicolor, появившейся в Америке конца сороковых.
Производители этим явно гордились слоган фильма звучит как "Artkino’s New Magicolor Hit".
Гамлет
Думаю, у фильма не было шансов не стать призером фестиваля. Потрясающая операторская работа, напоминающая о Бергмане, потрясающий молодой Смоктуновский, музыка Шостаковича, усиливающая трагизм и напряжение картины это то самое кино, которое можно назвать высшей степенью искусства.
Звонят, откройте дверь
Чудесный фильм во многом благодаря совсем юной Елене Прокловой. "400 ударов" по-советски с трогательной девочкой вместо взбалмошного Антуана Дуанеля.
Мне кажется, это лучшая работа Митты, его пик, к большому сожалению. Здесь он превзошел себя и больше этой же планки не достигал.
Начало
Чурикова актриса потрясающая. И во многом именно она повлияла на любовь к фильму за рубежом. Ей бы в двадцатые быть Жанной д’Арк если не вместо, то вместе с Рене Фальконетти.
Кино красивое: геометрично выверенный кадр, эффектные драматичные локации. Но талант Чуриковой для меня в нем не перебьет ничто.
Ты и я
К Шепитько я питаю особую любовь. На мой взгляд, она одна из самых талантливых женщин-режиссеров всех времен, и точно самая талантливая на советском и пост-советском пространстве наряду с Кирой Муратовой. Не могли не оценить ее и в Венеции.
Мое "браво" умному построению кадра, сценарию Шепитько и легендарного Шпаликова, Алле Демидовой и Юрию Визбору, символам той эпохи, по моему субъективному мнению.
Сталкер
Тарковский зарубежными фестивалями и критиками всегда был обласкан и абсолютно заслуженно. Странный, медленный, загадочный и гениальный фильм как и все (почти) работы режиссера.
Да, смотреть его сложно даже тем, кто относится к Тарковскому без пренебрежения но венецианские зрители не могли не отметить характерную для него техничность и обилие авторских приемов, которые впоследствии повлияют на мировой кинематограф.
Очи черные
А вот этот фильм, на мой взгляд, венецианским жюри был сильно переоценен. Возможно, я слишком предвзято отношусь к стилистике кино восьмидесятых, но для меня "Очи" претенциозная и отчасти безвкусная картина, которую не спасает даже наличие в кадре Марчелло Мастроянни.
Я искренне считаю, что самое вульгарное по «визуалу» кино в 80-х было у СССР и Италии и здесь они объединились. Случай, когда все талантливы, но что-то не работает. Или так кажется много лет спустя.
Возвращение
Я начинал смотреть этот фильм, не ожидая ничего хорошего. Но он меня покорил.
Нет, я не назову Звягинцева "Тарковским нулевых", как любят говорить некоторые зрители. Но динамика, работа с пространством, сочетание форм и линий в кадре все это в кино на высоте. И это поднимает его на новую высоту.
Отдельно хочу отметить талантливую игру маленького Ивана Добронравова жаль, что не нашлось кому этот талант впоследствии огранить.