08 июля 2020 года в08.07.2020 15:54 570 0 10 1

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

В отечественном кинематографе, как и в любом другом, были разные работы: проходные, пропагандистские, смешные, наивные и опережающие время. Но существует целый пласт фильмов, которые были признаны на Венецианском кинофестивале — одном из самых строгих по отбору.

Хочу вспомнить несколько самых ярких картин, которые "ездили" в Венецию и обрели там заслуженный успех.

Пышка

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Пышка», режиссёр Михаил Ромм, 1934 год

Режиссерский дебют Михаила Ромма, первая роль Фаины Раневской. Очень смешная и тонкая картина по мотивам одноименной новеллы Ги де Мопассана. Фильм венецианским зрителям и жюри понравился — но не забыли его и позже: плакат с афишей "Пышки" появлялся и в сериале "Друзья", и в фильме "Семь" Дэвида Финчера.

Очень удивился, когда узнал, что исполнительнице главной роли Галине Сергеевой на момент съемок было всего девятнадцать лет — выглядит она опытной взрослой дамой. Полагаю, дело в таланте актрисы и мастерстве гримеров.

Весна

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Весна», режиссёр Григорий Александров, 1947 год

Фильм получил признание не только за счет участия Любови Орловой, но и благодаря нетипичному для СССР сценарию, который приглянулся бы и современным голливудским режиссерам.

Отдельная от меня благодарность — за виды Москвы сороковых, стремительно хорошеющей и живой.

Попрыгунья

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Попрыгунья», режиссёр Самсон Самсонов, 1955 год

Очень яркий, веселый, но заставляющий задуматься фильм. Моя любимая роль Сергея Бондарчука — как он благороден и величественен здесь! Но самое примечательное — кино было снято по технологии Magicolor, появившейся в Америке конца сороковых.

Производители этим явно гордились — слоган фильма звучит как "Artkino’s New Magicolor Hit".

Гамлет

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Гамлет», режиссёр Григорий Козинцев, 1964 год

Думаю, у фильма не было шансов не стать призером фестиваля. Потрясающая операторская работа, напоминающая о Бергмане, потрясающий молодой Смоктуновский, музыка Шостаковича, усиливающая трагизм и напряжение картины — это то самое кино, которое можно назвать высшей степенью искусства.

Звонят, откройте дверь

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Звонят, откройте дверь», режиссёр Александр Митта, 1965 год

Чудесный фильм — во многом благодаря совсем юной Елене Прокловой. "400 ударов" по-советски — с трогательной девочкой вместо взбалмошного Антуана Дуанеля.

Мне кажется, это лучшая работа Митты, его пик, к большому сожалению. Здесь он превзошел себя — и больше этой же планки не достигал.

Начало

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Начало», режиссёр Глеб Панфилов, 1970 год

Чурикова — актриса потрясающая. И во многом именно она повлияла на любовь к фильму за рубежом. Ей бы в двадцатые — быть Жанной д’Арк если не вместо, то вместе с Рене Фальконетти.

Кино красивое: геометрично выверенный кадр, эффектные драматичные локации. Но талант Чуриковой для меня в нем не перебьет ничто.

Ты и я

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Ты и я», режиссёр Лариса Шепитько, 1971 год

К Шепитько я питаю особую любовь. На мой взгляд, она одна из самых талантливых женщин-режиссеров всех времен, и точно самая талантливая на советском и пост-советском пространстве — наряду с Кирой Муратовой. Не могли не оценить ее и в Венеции.

Мое "браво" — умному построению кадра, сценарию Шепитько и легендарного Шпаликова, Алле Демидовой и Юрию Визбору, символам той эпохи, по моему субъективному мнению.

Сталкер

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Сталкер», режиссёр Андрей Тарковский, 1979 год

Тарковский зарубежными фестивалями и критиками всегда был обласкан — и абсолютно заслуженно. Странный, медленный, загадочный и гениальный фильм — как и все (почти) работы режиссера.

Да, смотреть его сложно даже тем, кто относится к Тарковскому без пренебрежения — но венецианские зрители не могли не отметить характерную для него техничность и обилие авторских приемов, которые впоследствии повлияют на мировой кинематограф.

Очи черные

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Очи черные», режиссёр Никита Михалков, 1987 год

А вот этот фильм, на мой взгляд, венецианским жюри был сильно переоценен. Возможно, я слишком предвзято отношусь к стилистике кино восьмидесятых, но для меня "Очи" — претенциозная и отчасти безвкусная картина, которую не спасает даже наличие в кадре Марчелло Мастроянни.

Я искренне считаю, что самое вульгарное по «визуалу» кино в 80-х было у СССР и Италии — и здесь они объединились. Случай, когда все талантливы, но что-то не работает. Или так кажется много лет спустя.

Возвращение

Десять наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Кадр из фильма «Возвращение», режиссёр Андрей Звягинцев, 2003 год

Я начинал смотреть этот фильм, не ожидая ничего хорошего. Но он меня покорил.

Нет, я не назову Звягинцева "Тарковским нулевых", как любят говорить некоторые зрители. Но динамика, работа с пространством, сочетание форм и линий в кадре — все это в кино на высоте. И это поднимает его на новую высоту.

Отдельно хочу отметить талантливую игру маленького Ивана Добронравова — жаль, что не нашлось кому этот талант впоследствии огранить.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые публикации автора

Retinsky — Кино | Retinsky