7-го июня должен был состояться Кинотавр главный российский кинофестиваль, которого всегда с нетерпением ждут все любители отечественных новинок (я в их числе).
По известным всем причинам событие перенесли на осень. И мы дождемся, конечно, а пока что я предлагаю вспомнить самых ярких победителей номинации "Лучший фильм" последних лет.
2009 Волчок
11 лет назад главный приз фестиваля взял главный художник суровой российской действительности Василий Сигарев. Снят фильм неплохо, что-то в нем есть от испанского неореализма нового времени. Ну а сюжет "гулящая мать одинокий ребенок" знаком многим людям в нашей стране.
Помню, что сам режиссер называл кино "сказкой", но на мой взгляд, слишком уж много в нем попыток мистификаций и натужно гриммовской атмосферы. Однако стоит признать, что среди других кандидатов того года "Волчок" действительно выигрывает.
2012 Я буду рядом
Фильм на контрасте с предыдущим тоже тема матери-одиночки и ребенка, но преподнесенная совсем иначе. Марии Шалаевой я бы отдал все призы мира настолько это талантливая актриса, в ее игре много воздуха и смысла. Вне ее игры можно похвалить операторскую работу Федора Лясса.
А вот сюжет, мне кажется, оставляет желать лучшего обычно такие истории выглядят спекуляцией на нервах и слезах зрителя. Только поэтому я бы фильму главный приз не дал. Но вот Шалаевой обязательно.
2013 Географ глобус пропил
Прекрасный фильм Александра Велединского по прекрасному же роману Алексея Иванова. Книгу я читал незадолго до премьеры, и, скажу честно, представлял все очень похожим.
Разве что вместо Хабенского видел кого-то менее характерного. Кино, которое смотрится буквально на одном дыхании особенно если знаешь сюжет.
2015 Про любовь
Абсолютнейший, на мой взгляд, провал. Объясню: довольно бессмысленная жвачка с участием самых любимых актеров Анны Меликян. Единственное преимущество этого фильма в нем вы можете увидеть Ренату Литвинову в совершенно нехарактерном для нее образе: без манерности, томности и голливудского гламура.
В остальном это просто сборник странных разрозненных историй. Возможно, я недостаточно сентиментален для такого жанра, но понравиться «Про любовь» может только тем, кто настоящего кино не видел. К самой Меликян я отношусь без предвзятости: «Русалка», например, фильм чудесный (опять же, во многом заслуга Маши Шалаевой).
2017 Аритмия
Однозначное "да". Заслуженная победа Бориса Хлебникова. Ирина Горбачева доказала, что она стоящая актриса, а не инстаграмная комедиантка, а режиссёр доказал, что кино об отношениях с бэкграундом в виде суровой России может быть не мрачной, даже несмотря на невеселый сюжет (привет Сигареву).
Сложный и не самый очевидный фильм, который глубоко и небанально раскрывает тему мучительных отношений и эмоциональных "качелей".
2019 Бык
Фильм неплохой, в духе британского бунтарского жанра. Но лишь визуально. Главный приз я бы ему не дал по одной причине слишком уж «Бык» похож на остальное авторское российское кино.
По сюжету, по визуалу, по кастингу. И снова девяностые, девяностые, девяностые. Очень жду, когда нашим режиссерам надоест педалировать эту тему.