В 1978 году режиссер Марк Захаров выпустил мой любимый, и, думаю многими, фильм «Обыкновенное чудо». Но мало кто сейчас вспомнит, что в 1964 году вышел первый фильм с таким же названием, в постановке Эраста Гарина.

В первой версии снялись известные актеры того времени, но на мой взгляд, только у Марка Захарова сказка Шварца получила новый смысл и яркую жизнь. Решил сравнить, кому же из актеров лучше удалось передать характеры героев.

Хозяин-волшебник

Первая версия «Обыкновенного чуда»: кого пытались переиграть Абдулов, Янковский и Миронов

Алексей Консовский и Олег Янковский в роли волшебника

Алексей Консовский — народный артист РСФСР, был первым, кто сыграл Волшебника-Хозяина в экранизации пьесы Шварца. У Марка Захарова эту роль исполнил Олег Янковский.

Несомненно, для меня нет другого волшебника кроме Олега Ивановича. Да, возможно он не так добр, как его предшественник и не излучает столько тепла, но, такое впечатление складывается только сначала. Многим он кажется довольно циничным и отстраненным, как-будто насмехается над всеми, а для меня, как раз именно эта слегка холодная сдержанность и является признаком его мудрости и любви. На мой взгляд, харизма Янковского выигрывает в этой схватке героев.

Хозяйка

Первая версия «Обыкновенного чуда»: кого пытались переиграть Абдулов, Янковский и Миронов

Нина Зорская и Ирина Купченко в роли хозяйки

Нина Зорская — советская актриса, снималась еще в довоенном кино, была популярна в 40-х – 50-х годах. Дебютировала в роли Мадлен в «Гавроше» и сыграла Персидскую княжну в фильме «Степан Разин». Позже стала ведущей актрисой в «Театре-студии киноактера», а вот в кино сниматься стала значительно меньше и запомнилась только одной значительной ролью – Хозяйка в экранизации сказки «Обыкновенное чудо».

Не умоляя заслуг Нины Антоновны в отечественном кинематографе, признаюсь, что ее образ Хозяйки-жены Волшебника для меня простоват, не так заметен. На мой взгляд, она во многом проигрывает Хозяйке в исполнении Ирины Купченко. Он настолько запал мне в душу, что его сложно чем-то перебить.

Юноша-Медведь

Первая версия «Обыкновенного чуда»: кого пытались переиграть Абдулов, Янковский и Миронов

Олег Видов и Александр Абдулов в роли юноши-медведя

Медведя в старой киносказке сыграл Олег Видов – советский, а позднее и американский актер, сценарист и режиссер. Видов, очень подошел на роль романтического героя, влюбленного в принцессу.

Внешне, наверное, он выглядит более выигрышно в сравнении с Абдуловым. Однако его игра меня не впечатлила, нет страсти, трепета, огня, как у Абдулова. Все-таки, пожалуй, Абдулов с этой ролью справился лучше.

Король

Первая версия «Обыкновенного чуда»: кого пытались переиграть Абдулов, Янковский и Миронов

Эраст Гарин и Евгений Леонов в роли короля

А вот с королем намного сложнее. Мне здесь трудно выбрать кто круче Гарин или Леонов. Они оба — две такие глыбы, и каждый в этой роли по-своему хорош, хотя Короли из них получились абсолютно разные, не похожие ни в чем.

Эраст Гарин – народный артист СССР, сценарист, режиссер театра и кино, сам сыграл одного из главных героев в собственной постановке. Король из него получился отличный, добрый и сопереживающий. Приятный симпатичный старичок с козьей седой бородкой в берете, то есть внешне вызывает умиление и даже легкую жалость.

Но, Леонов же наоборот, изображает своего героя самодуром и мелким тираном-эгоистом, ничего не желающим знать. Своими ироничными шутками с серьезным лицом он крепко отпечатался не только в моем сознании. Ни с кем его не спутать и не забыть.

Принцесса

Первая версия «Обыкновенного чуда»: кого пытались переиграть Абдулов, Янковский и Миронов

Нелли Максимова и Евгения Симонова в роли принцессы

На роль принцессы в 1964 году была выбрана актриса Нелли Максимова. В кино ролей у нее было мало, она запомнилась как раз работой в "Обыкновенном чуде". Ее дуэт с Видовым запомнился публике, и их долго вспоминали, как образец утонченных и возвышенных отношений.

Влюбленная принцесса в исполнении Евгении Симоновой на фоне статной Максимовой выглядит немного наивной и чудной. На принцессу она прямо скажем не совсем похожа, слишком уж у нее простая и ранимая душа, которая, тем не менее, способна на решительные и смелые поступки.

Евгения, на мой взгляд, в своей работе добивается большей искренности, а значит и сопереживания зрителя, так что игра Евгении, по-моему, скромному мнению, заслуживает 100 баллов.

Министр-администратор

Первая версия «Обыкновенного чуда»: кого пытались переиграть Абдулов, Янковский и Миронов

Георгий Георгиу и Андрей Миронов в роли министра

А вот здесь кажется все очевидно. Думаю, что сравнения в отношении Андрея Миронова излишни, чего только стоит одна его песня про бабочку с крылышками. Его Министра вряд ли сможет вообще кто-то затмить, даже если в скором будущем какой-нибудь режиссер решится переснять «Обыкновенное чудо», как сейчас это модно. Однозначно, Миронов в этой «схватке» выходит победителем.

Но, отдам должное Георгию Георгиу – заслуженному артисту РСФСР, предшественнику Миронова, его Министр был выдающейся работой того времени. Да и сам актер в особом представлении не нуждался, был популярен долгие годы, снялся в массе советских кинофильмов.

#кино #ссср #фильмы #актёры #сказка

В последнее время в среде киноманов очень сильна тема «пасхалок». Ну, знаете, такие намеки в фильме на какой-то другой фильм, игру или событие. Особенно продвинулся в этом экшн «Последнему игроку приготовиться» с кучей секретных посланий и отсылок к играм, комиксам и фильмам DC и SW.

Но я вас всех очень удивлю, если скажу, что «пасхалками грешили» и советские режиссеры. Наш любимый Гайдай в своей культовой комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика» успешно использовал этот прием.

График работы библиотеки

Три интересных «послания» от Гайдая, которые он оставил нам в фильме «Операция Ы»

Петухов отчитывает «Труса»

Все мы помним юморной диалог «Труса» и Петухова из финального эпизода комедии. Последний негодует по поводу вопроса в три часа ночи «Как пройти в библиотеку?».

На самом деле все правильно, просто режиссер таким образом нас отсылает к предшествующей новелле «Наваждение».

Три интересных «послания» от Гайдая, которые он оставил нам в фильме «Операция Ы»

Часы работы библиотеки

В ней Шурик готовится к экзаменам в библиотеке, которая открывается ровно в это самое время. Часы работы чётко указаны на дверной табличке.

«Перевоспитавшийся» тунеядец

Три интересных «послания» от Гайдая, которые он оставил нам в фильме «Операция Ы»

«Перевоспитавшийся» тунеядец

Тунеядец к концу первого эпизода «Напарник» благополучно перевоспитался. Но вот в последнем, под названием «Операция Ы» я в этом засомневался. Мне кажется, Гайдай намекнул на тщетность проведенной работы следующей пасхалкой.

Все тот же Трус торгует «живопИсью» и в этот момент мы видим возмущенного гражданина в пальто. Его обескуражила обнаженная русалка, а меня – его личность.

Это тот же персонаж-тунеядец в исполнении Алексея Смирнова из первой части с той же самой авоськой с бутылками. Именно эту сетку можно было наблюдать в сцене с дракой в троллейбусе между Шуриком и антигероем.

Три интересных «послания» от Гайдая, которые он оставил нам в фильме «Операция Ы»

Авоська вновь полна бутылок

Тот факт, что авоська вновь полна бутылок к концу комедии и есть намек на тщетность проведенной работы по перевоспитанию.

Странная татуировка

Три интересных «послания» от Гайдая, которые он оставил нам в фильме «Операция Ы»

Татуировка «Хочу на луну»

Еще одна отсылочка не дает мне покоя, потому что не могу ее разгадать. Эпатажная татуировка «Хочу на луну», на груди одного из арестованных в первой части про того же напарника меня, весьма повеселила. Думаю, вряд ли какой-нибудь зек осмелится набить себе такую.

Но вот что хотел донести до зрителя Гайдай, я не понял. А режиссер в любом случае что-то имел в виду.

#комедия #актёры #юмор #кино