В 1978 году режиссер Марк Захаров выпустил мой любимый, и, думаю многими, фильм «Обыкновенное чудо». Но мало кто сейчас вспомнит, что в 1964 году вышел первый фильм с таким же названием, в постановке Эраста Гарина.
В первой версии снялись известные актеры того времени, но на мой взгляд, только у Марка Захарова сказка Шварца получила новый смысл и яркую жизнь. Решил сравнить, кому же из актеров лучше удалось передать характеры героев.
Хозяин-волшебник
Алексей Консовский народный артист РСФСР, был первым, кто сыграл Волшебника-Хозяина в экранизации пьесы Шварца. У Марка Захарова эту роль исполнил Олег Янковский.
Несомненно, для меня нет другого волшебника кроме Олега Ивановича. Да, возможно он не так добр, как его предшественник и не излучает столько тепла, но, такое впечатление складывается только сначала. Многим он кажется довольно циничным и отстраненным, как-будто насмехается над всеми, а для меня, как раз именно эта слегка холодная сдержанность и является признаком его мудрости и любви. На мой взгляд, харизма Янковского выигрывает в этой схватке героев.
Хозяйка
Нина Зорская советская актриса, снималась еще в довоенном кино, была популярна в 40-х – 50-х годах. Дебютировала в роли Мадлен в «Гавроше» и сыграла Персидскую княжну в фильме «Степан Разин». Позже стала ведущей актрисой в «Театре-студии киноактера», а вот в кино сниматься стала значительно меньше и запомнилась только одной значительной ролью – Хозяйка в экранизации сказки «Обыкновенное чудо».
Не умоляя заслуг Нины Антоновны в отечественном кинематографе, признаюсь, что ее образ Хозяйки-жены Волшебника для меня простоват, не так заметен. На мой взгляд, она во многом проигрывает Хозяйке в исполнении Ирины Купченко. Он настолько запал мне в душу, что его сложно чем-то перебить.
Юноша-Медведь
Медведя в старой киносказке сыграл Олег Видов – советский, а позднее и американский актер, сценарист и режиссер. Видов, очень подошел на роль романтического героя, влюбленного в принцессу.
Внешне, наверное, он выглядит более выигрышно в сравнении с Абдуловым. Однако его игра меня не впечатлила, нет страсти, трепета, огня, как у Абдулова. Все-таки, пожалуй, Абдулов с этой ролью справился лучше.
Король
А вот с королем намного сложнее. Мне здесь трудно выбрать кто круче Гарин или Леонов. Они оба две такие глыбы, и каждый в этой роли по-своему хорош, хотя Короли из них получились абсолютно разные, не похожие ни в чем.
Эраст Гарин – народный артист СССР, сценарист, режиссер театра и кино, сам сыграл одного из главных героев в собственной постановке. Король из него получился отличный, добрый и сопереживающий. Приятный симпатичный старичок с козьей седой бородкой в берете, то есть внешне вызывает умиление и даже легкую жалость.
Но, Леонов же наоборот, изображает своего героя самодуром и мелким тираном-эгоистом, ничего не желающим знать. Своими ироничными шутками с серьезным лицом он крепко отпечатался не только в моем сознании. Ни с кем его не спутать и не забыть.
Принцесса
На роль принцессы в 1964 году была выбрана актриса Нелли Максимова. В кино ролей у нее было мало, она запомнилась как раз работой в "Обыкновенном чуде". Ее дуэт с Видовым запомнился публике, и их долго вспоминали, как образец утонченных и возвышенных отношений.
Влюбленная принцесса в исполнении Евгении Симоновой на фоне статной Максимовой выглядит немного наивной и чудной. На принцессу она прямо скажем не совсем похожа, слишком уж у нее простая и ранимая душа, которая, тем не менее, способна на решительные и смелые поступки.
Евгения, на мой взгляд, в своей работе добивается большей искренности, а значит и сопереживания зрителя, так что игра Евгении, по-моему, скромному мнению, заслуживает 100 баллов.
Министр-администратор
А вот здесь кажется все очевидно. Думаю, что сравнения в отношении Андрея Миронова излишни, чего только стоит одна его песня про бабочку с крылышками. Его Министра вряд ли сможет вообще кто-то затмить, даже если в скором будущем какой-нибудь режиссер решится переснять «Обыкновенное чудо», как сейчас это модно. Однозначно, Миронов в этой «схватке» выходит победителем.
Но, отдам должное Георгию Георгиу – заслуженному артисту РСФСР, предшественнику Миронова, его Министр был выдающейся работой того времени. Да и сам актер в особом представлении не нуждался, был популярен долгие годы, снялся в массе советских кинофильмов.