В последнее время в среде киноманов очень сильна тема «пасхалок». Ну, знаете, такие намеки в фильме на какой-то другой фильм, игру или событие. Особенно продвинулся в этом экшн «Последнему игроку приготовиться» с кучей секретных посланий и отсылок к играм, комиксам и фильмам DC и SW.
Но я вас всех очень удивлю, если скажу, что «пасхалками грешили» и советские режиссеры. Наш любимый Гайдай в своей культовой комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика» успешно использовал этот прием.
График работы библиотеки
Все мы помним юморной диалог «Труса» и Петухова из финального эпизода комедии. Последний негодует по поводу вопроса в три часа ночи «Как пройти в библиотеку?».
На самом деле все правильно, просто режиссер таким образом нас отсылает к предшествующей новелле «Наваждение».
В ней Шурик готовится к экзаменам в библиотеке, которая открывается ровно в это самое время. Часы работы чётко указаны на дверной табличке.
«Перевоспитавшийся» тунеядец
Тунеядец к концу первого эпизода «Напарник» благополучно перевоспитался. Но вот в последнем, под названием «Операция Ы» я в этом засомневался. Мне кажется, Гайдай намекнул на тщетность проведенной работы следующей пасхалкой.
Все тот же Трус торгует «живопИсью» и в этот момент мы видим возмущенного гражданина в пальто. Его обескуражила обнаженная русалка, а меня – его личность.
Это тот же персонаж-тунеядец в исполнении Алексея Смирнова из первой части с той же самой авоськой с бутылками. Именно эту сетку можно было наблюдать в сцене с дракой в троллейбусе между Шуриком и антигероем.
Тот факт, что авоська вновь полна бутылок к концу комедии и есть намек на тщетность проведенной работы по перевоспитанию.
Странная татуировка
Еще одна отсылочка не дает мне покоя, потому что не могу ее разгадать. Эпатажная татуировка «Хочу на луну», на груди одного из арестованных в первой части про того же напарника меня, весьма повеселила. Думаю, вряд ли какой-нибудь зек осмелится набить себе такую.
Но вот что хотел донести до зрителя Гайдай, я не понял. А режиссер в любом случае что-то имел в виду.