Клавдия, героиня советского фильма Вячеслава Криштофовича «Одинокая женщина желает познакомиться», – женщина теней. С того момента, как мы впервые видим её стоящей в коридоре своей московской квартиры, лицо героини наполовину скрыто в темноте, она кажется преследуемой и немного сумасшедшей от пренебрежения.
Это начало фильма и она только что вошла в квартиру после того, как пробежалась по дождливым и мокрым улицам, расклеив объявления с просьбой к одиноким мужчинам познакомиться с ней. Отчаяние совершенного поступка, похоже, заставило её еще больше разочароваться в себе.
С бледным цветом лица цвета костяного фарфора — она не является непривлекательной, но в ней нет легкости, нет романтики. Она всегда в делах, в работе, но тоже хочет чувствовать себя женщиной, хочет быть любимой. Эта кажущаяся неполноценность, душевные муки и страдания сломили её. Её глаза горят печалью.
Фильм, снятый Криштофовичем, – этюд отчаяния, и если бы в его центре не было такого яркого перформанса, он мог бы быть угнетающе мрачным, серым. Но с великой советской актрисой Ириной Купченко в роли Клавдии все получается как раз наоборот.
Купченко с предельной ясностью передает тоску своего героя — это кристально чистый спектакль, и тем более замечательно, что женщина, которую она играет, совсем не изящная. Когда мужчина появляется у ее двери в ответ на объявление, она смотрит на него с подозрением и сразу же отвергает его как неподходящего. Несмотря на это Валентин (Александр Збруев), бездомный, бывший цирковой акробат, живущий на мизерную пенсию по инвалидности, не сдается.
Клавдия и Валентин — практически единственные персонажи в фильме, большая часть которого происходит в тесной квартире. И чаще всего камера фокусируется на их лицах, улавливая проблески эмоций, которые проходят между ними. Криштофович сохраняет простоту стиля — непринужденной разновидности натурализма, какую только можно вообразить. Но в этой простоте, из-за блистательной игры актеров, есть огромный смысл.
Фильм слегка украшен комическими элементами. У Валентина есть забавный друг Касянов, с которым он постоянно то ругается, то мирится. Ранее тихий дверной звонок Клавдии теперь звонит и звонит с фарсовой регулярностью, когда Валентин приходит и уходит, чтобы сообщить о новом любовном интересе — по иронии судьбы, человек, который изначально пришел по рекламе Клавдии.
В другой момент Клавдию навещают трое пионеров, которые тоже видели ее объявление — они предлагают почистить картошку, помыть полы и выразить поддержку в рамках своего понимания ситуации.
Я считаю этот фильм драматически очень сильным, в нём удивительно переплетаются глубокие драмы и ирония персонажей. С момента выхода фильма прошло почти 35 лет, а проблемы у людей по сути те же — одиночество и неприятие.
КиноПоиск – 7.4 | IMDb – 6.7
Режиссёр: Вячеслав Криштофович
Сценарий: Виктор Мережко
Актерский состав: Ирина Купченко, Александр Збруев, Елена Соловей, Марианна Вертинская, Валерий Шептекита и другие
Год выхода: 1986
Производство: СССР