Большая часть жителей бывшего СССР с теплотой вспоминают о «Джентельменах удачи», «Служебном романе», «Кавказской пленнице» и т.д. Но были и те фильмы, которые просто не прошли жёсткой советской цензуры и на долгие годы были забыты.
«Закон жизни»
1940 год
Фильм повествует о жизни студентов мединститута, в нём поднимаются проблемы моральных ценностей, жизненных ориентиров «истинного комсомольца». Какое-то время картина шла в кинотеатрах, но вскоре была снята с проката после разгромной статье в газете «Правда».
Недовольство вызвал персонаж Огнерубов, «циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодежь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи». Автор сценария и литературной основы Александр Авдеенко изъяснялся лично перед И.В. Сталиным.
«Закон жизни» показали вновь лишь 60 лет спустя на телеканале «Культура».
«Иван Грозный»
1945 год
Картина являла собой жизнеописание Ивана IV Грозного с акцентом на реформы и политику. Неспроста героем киноленты стал первой русский царь: его фигура интересовала лично Сталина, который и подсказал Эйзенштейну идею фильма.
Первая серия не вызвала никаких вопросов, а вот вторую зрители так и не увидели. Иосиф Виссарионович задал авторам вопрос:«Вы вообще историю изучали?». Дело в том, что ему не понравилось видение данного периода: царь показан «безвольным», опричники «похожи на ку-клус-клановцев», а роль Малюты Скуратова недооценена.
Фильм был отправлен на доработку, но Эйзенштейна настигла неизлечимая болезнь. Кино было показано вновь лишь во время хрущёвской «оттепели».
«Комиссар»
1967 год
Клавдия Вавилова комиссар Красной Армии, утратившая женственность за время Гражданской войны, внезапно оказывается беременна. Картину раскритиковали, т.к. режиссеру было поручено снять патриотическую «агитку», а вышла очень тяжёлая и душевная драма.
Примечательно, что это единственный фильм Александра Аскольдова. Новоиспечённому режиссёру поставили штамп «Профнепригоден» в трудовой книжке, тем самым уничтожив на корню его карьеру.
Единственная плёнка, показанная всему миру во времена Перестройки, уцелела буквально чудом, т. к. все копии было приказано уничтожить. Человек, которому это было поручено, ослушался приказа, и в 80-х годах в его сейфе нашли копию «Комиссара» в негативе.
«Интервенция»
1968 год
Данный фильм нисколько не противоречил идейному курсу, а наоборот, поддерживал его, полностью соответствовал критериям «агитки». Тем не менее, картина тоже была запрещена.
Цензоров не устроили форма и жанр произведения: это была комедия, что посчитали недопустимым для идейного взрослого фильма. Можно сказать, что кино запретили абсолютно безосновательно и несправедливо.
«Урок литературы»
1968 год
Картина снята по мотивам книги «День без вранья». Учитель литературы понимает, что должен что-то менять в своей жизни, и решает не врать целый день. Последствия оказались удивительны: коллеги его не понимают, а невеста вообще уходит.
Изначально название киноленты совпадало с названием первоисточника, но цензоры возмутились: «А в остальное время Советская власть врёт что ли?» Смена наименования не помогла фильм не был показан в кинотеатрах, а действия главного героя названы антисоветскими.
«Скворец и Лира»
1974 год
Фильм рассказывает о советских шпионах заграницей. Предположительно, именно это и стало причиной запрета фильма в СССР. Образ шпионов в нём весьма противоречив, а сама картина далеко не комедия и воспринимается очень реалистично. К тому же, во времена выхода картины разгорелся скандал с канцлером ФРГ, который, по слухам, был агентом ГДР.
По другой версии, фильм забраковала исполнительница главной роли Любовь Орлова. На момент съёмок актрисе был 71 год, что очень сильно сказалось на её внешнем облике, из-за чего ей фильм и не понравился.
«Фатали-хан»
1947 год
Прямого запрета данного фильма не было, однако в нем были некоторые недочёты, касающиеся перевода.
В связи с этим ленту отправили на доработку, и в 1958 г. вышла ее новоиспечённая версия.
«Звезда»
1949 год
Картина повествовала о разведчиках и полностью соответствовала идеологии того времени. Единственным недостатком был финал: все три главных героя погибали.
Эта концовка не понравилась лично Сталину, и он велел переснять конец.Фильм вышел на экраны только четыре года спустя, в 1953.