Прошедшая в 1981 году 53-я церемония вручения премии «Оскар» вызвала немало разговоров. Получать награду за фильм «Москва слезам не верит» вышел не режиссер Владимир Меньшов, а культурный атташе СССР. Позже Владимир Валентинович узнал от знакомого из КГБ, Филиппа Денисовича Бобкова, почему стал «невыездным».
Первый донос от коллег
Сотрудник «органов» объяснил Меньшову, что он не представляет интереса для КГБ, а выезд за границу ему запретили, потому что это был дежурный метод реагирования на доносы. Оказалось, что доносы на актера и режиссера строчили коллеги — кто от зависти, а кто в отместку за рабочие конфликты.
В 1977 году внезапная отставка председателя президиума Верховного Совета, Николая Викторовича Подгорного, озадачила многих людей.
Меньшов, не думая о последствиях, прилюдно посетовал, что хотелось бы получить объяснения и понять, что произошло в высших эшелонах власти.
Это послужило темой для доносов в КГБ на Владимира Валентиновича. С 1977 года он стал «невыездным» на 5 лет.
Второй донос от коллег
Тот же самый КГБ-шник сказал Меньшову фразу вроде «меньше языком надо мести».
Владимир Валентинович имел неосторожность похвалить изобилие продуктов в заграничных магазинах. В эпоху тотального дефицита немудрено было восхититься разнообразием товаров.
В КГБ попадает очередная бумага, в которой сообщается, что Меньшов враг народа, не уважает свою Родину и поклоняется загранице. В совокупности множество доносов и привело к запрету на выезд из страны.
Что об этом думал сам режиссер
До разговора с Филиппом Бобковым Меньшов терялся в догадках, что же такого он мог совершить, что стал опальным и «невыездным». Он обдумывал разные версии, вплоть до того, что мог в беседе с иностранцами выболтать секретную информацию, и по сути стал предателем Родины. Он переживал и молча ждал, когда ситуация изменится.
Когда фильм «Москва слезам не верит» был номинирован на получение Оскара, Владимир Валентинович слушал радиостанцию «Голос Америки». Он хотел узнать информацию о судьбе картины. На церемонию вручения Оскара его не пустили.
Сквозь помехи, которыми глушился сигнал американского радио, он узнал, что церемония перенесена на 1 апреля 1981 года из-за покушения на Рональда Рейгана.
1 апреля из теленовостей все узнали о победе русского фильма. Меньшов не мог поверить радостным звонкам знакомых, и даже подозревал, что его просто разыгрывают.
Картину показали в 100 странах мира, а режиссер не был ни на одной из заграничных премьер.
Запрет на выезд из страны был снят в 1982 году, а золотую статуэтку режиссер получил в руки только спустя много лет после своего триумфа.
Сейчас Меньшов оценивает историю своей изоляции как пример бреда, до которого довела себя система.