Совсем недавно попался фильм 2006 года, снятый по мотивам повести Игоря Божко «Лица на облаках», про который я вообще ни разу не слышал. Но как оказалось, этот фильм вообще мало кто заметил, так что ничего удивительного. И всё бы ничего, если бы фильм не был таким… не знаю даже, не хочется использовать тут банальные определения типа глубокий, или шедевр и т. д. Скажу так фильм непростой.
И фильм совсем не про граффити…
Название, конечно, немного запутывает. Да и действительно, сначала фильм больше похож на что-то молодежное. Там какие-то гопники бегают, паркуром разным занимаются, музыка тоже какая-то вся не настоящая… В общем, первые минуты фильма немного сбивают с толку и даже не надеешься увидеть ничего такого, на что стоит тратить время.
Но вот столичные заборы с граффити сменяются рядами берёзок, вдоль которых в клубах пыли мчит старенький ПАЗик, а раздражающую музыку заменяют знакомые до боли звуки баяна или гармошки и из старенького радиоприёмника звучат старые напевы. "Нет, это не Венеция…" думает, наверно, главный герой фильма столичный студент и художник, который вместо поездки в Италию, оказывается в глухой российской глубинки. Ну а зритель оказывается там вместе с ним…
И это всё уже вызывает совсем другой эффект. Впечатление от фильма резко меняется. Хотя, в какой-то момент смотреть такое становится даже тяжеловато. Но это если пытаться смотреть с разбега. Но так его смотреть не надо. Это художественный фильм. Тут вам, одновременно и драма и комедия и даже фарс. А больше наверно фильм-притча. И чтобы оценить всё это, его нужно смотреть до конца и внимательно.
А ещё лучше смотреть одному, спокойно и внимательно и возможно даже пересмотреть два раза. После первого раза слишком много эмоций остаётся. И они мешают разобраться в интересных деталях, которых в фильме большое множество. А ещё там хорошая игра актёров, диалоги, сюжет всё это в фильме на уровне и усвоить всё с первого раза просто не успеваешь.
О чем вообще фильм? Да о жизни!
О жизни и смерти. А ещё про искусство и любовь. Про одиночество и самопожертвование. Есть там и обреченность и надежда. Там в общем затронуты очень много важным тем. Очень непростых тем. И все они переплетены каким-то невероятным образом. И очень не простые чувства вызывает концовка фильма. Фильм вообще вызывает много разных чувств, но вот концовка особенно прошибает.
Отдельно хочется отметить роль Виктора Перевалова. Это одна из причин, по которой нужно посмотреть фильм. Его роль деревенского философа впечатляет. Смотришь на его игру и понимаешь, что так сыграть нельзя, так можно только прожить. До этого, Перевалов, почему-то казался актёром одной роли. Но глядя на Клизю (героя Перевалова) в этом фильме, понимаешь, насколько он был талантливым и разноплановым актёром. И ведь столько мог бы ещё сыграть. И как сыграть… Мог, но уже не сыграет.
И становится ещё грустнее, когда узнаёшь, что многих причастных к фильму людей уже нет. Виктор Перевалов умер 5 июля 2010 г. в возрасте 61 года. Режиссер фильма Игорь Апасян умер 9 августа 2008 г. в возрасте 55 лет. Главный герой этой картины Адрей Новиков в возрасте 32 лет скончался от инсульта 5 апреля 2012 года.
Но после них остался этот фильм. Достойный фильм, за который не стыдно.