Недавно пересмотрел фильм Татьяны Лиозновой «Карнавал» с Ириной Муравьевой в главной роли. Провинциальная девушка Нина жаждет «настоящей жизни», которая она уверена ждет ее только на сцене.
Сразу после окончания школы, отправляется в Москву, чтобы осуществить мечту и поступить в театральный институт. На вступительных экзаменах проваливается и остается в городе.
Родной отец пытается помогать Нине, снимает квартиру, дает деньги, но в конечном итоге она вынуждена самостоятельно разбираться с долгами и искать средства к существованию.
Параллельно у девушки разыгрывается личная трагедия: любимый человек уходит, оставляя боль и недосказанность. Так и начинается настоящая жизнь, заставившая героиню повзрослеть и пересмотреть планы на будущее.
Финал картины не тот, которого ожидаешь от легкой музыкальной комедии. Нина возвращается домой к больной матери и серой обыденности, отказавшись от возможностей и красивого будущего.
Большинство зрителей уверено, что тем все и закончилось, ведь героиня говорит прямым текстом: «Нет, артисткой не буду. Таланта не хватает». Последнее же выступление на сцене воспринимается как очередная фантазия и несбывшаяся мечта.
Я думал также до недавнего времени. Но после последнего просмотра поймал себя на мысли, что не хочу такой скучной судьбы для героини. Несколько дней размышлял над неприятной концовкой и не мог поверить, что режиссер, внесшая в сюжет фильма эпизоды из собственной биографии и взявшаяся за работу по повести Анны Родионовой только из-за того, что там многое было «о ней самой», могла не желать героине более удачной карьеры.
По интернету ходит байка, якобы Муравьева и Лиознова в неких интервью рассказывают, что в фильм содержит намек на иное завершение истории. В начале первой серии «на столбах» висит большая афиша Пугачевой, а рядом маленькая Нины Соломатиной. И режиссер сокрушалась о недостаточной прозрачности и яркости намека, раз никто не запомнил эпизод.
Я добросовестно пересмотрел начало картины несколько раз, разглядывая стоп-кадры. Кроме большой афиши, с названием фильма, фотографией Муравьевой и ее именем, которая действительно висит рядом с афишами известных артистов Кобзона и Ротару, не нашел ничего с фамилией «Соломатина». Так же не нашел достоверных источников, подтверждающих, что режиссер и актриса озвучивали нечто подобное.
Ирина Вадимовна, напротив, говорит, что они никогда не обсуждали с Лиозновой дальнейшую судьбу Нины, но актриса убеждена, что той удалось достичь цели, учитывая пробивной характер персонажа. Да и Татьяна Михайловна в одном их последних общений с журналистами подтвердила это.
В принципе, обнаруженной информации достаточно, чтобы по-другому взглянуть на фильм и, наконец, со всеми основаниями порадоваться за героиню.
Но некоторые исследователи идут дальше, необоснованно, на мой взгляд, доказывая, что малоизвестная работа Леонида Квинихидзе «Артистка из Грибова», где так же главную роль сыграла Ирина Муравьева, перекликается с «Карнавалом».
По сюжету состоявшаяся актриса Галина Кадетова переживает ряд неудач, связанных с личной жизнью и отсутствием профессиональных перспектив. Устав от неустроенности, возвращается в родное село Грибово, ее встречают, как звезду.
В дальнейшем, она принимает приглашение работать в областном театре, где получает признание.
С Карнавалом этот фильм, на мой взгляд, роднит только профессия героини и то, что она родом из провинции. Но все это никак не доказывает, что Галина Кадетова та самая Нина Соломатина.
Хотя возможно, я ошибаюсь и прозвучавший в киноленте отрывок из песни «Позвони, мне, позвони» является «пасхалкой», намекающей на связь двух картин и героинь.
К окончательному мнению я так и не пришел. Возможно, что-то упустил, не нашел, не заметил. С одной стороны, хотелось бы для Нины яркой и насыщенной жизни, но и причин остаться в родном Оханске у нее было предостаточно. Предлагайте свои версии.