Американские кинематографисты довольно часто позволяют себе создавать фильмы, в которых на основе некоторых фактов, предпосылок и предположений делают вполне реалистичные и правдоподобные выводы политического характера о своей стране. Именно так, причём очень неожиданно для украинцев, случилось в новом фильме от Netflix режиссёра Микаэля Хофстрёма «Смертельная зона».
Начну с сюжета, который перебрасывает зрителя в 2036 год, когда робототехника и технологии удаленного управления становятся главными козырями в любых военных конфликтах. Во время одной из военных операций в Восточной Европе, где одной стороной является Армия США, лейтенант Харп, оператор беспилотного летательного аппарата, вопреки приказу командования уничтожает технику противника. При этом погибают два американских солдата.
Поскольку его действия всё же были эффективными, то лейтенанта, ни разу не участвовавшего в реальных боевых действиях, не отдают сразу под трибунал, а отправляют на "перевоспитание" на территорию Украины в миротворческий контингент. Ну, или другими словами — на передовую. А там война украинского сопротивления с пророссийскими "красными", во главе которого стоит Виктор Коваль, который помимо прочих злодеяний, является радикальным террористом, взорвавшим "грязную" бомбу в Киеве.
Непосредственным командиром лейтенанта Харпа является капитан Лео, который объясняет непослушному пилоту дронов, что на самом деле их миссия заключается заключается в поиске и обезвреживании ядерных боеголовок. Причем, по их данным на территории Украины их осталось треть от всего ядерного боезапаса бывшего СССР.
Вот это поворот!
Коваль, который вышел из под влияния России, хочет добраться до этого арсенала и, вполне вероятно, использовать их по прямому назначению, то есть нанести ядерный удар по США.
Перед началом миссии выясняется, что капитан Лео является боевым киборгом последнего поколения, от чего Харп "немного в шоке". Чтобы особо не выделяться и не ассоциироваться с американскими военными они переодеваются в "гражданскую" одежду. То, что они оба чёрные и это бессмысленно — авторов сценария не смущает.
Не вдаваясь в подробности — миссию они более-менее успешно выполняют, Лео получает коды для запуска ядерных ракет, а Харп наконец понимает, что нажимать в качестве пилота дрона кнопки на компьютере и участвовать в реальных боевых действиях — несколько разные вещи.
Вместо возвращения на базу обнаруживается, что у киборга несколько иные планы. Харп, понявший, что что-то идёт не так, получает от Лео смачного пинка и попадает в руки сопротивления, где ему популярно объясняют, что киборг на самом действует в интересах украинского сопротивления, а коды и ядерный арсенал ему нужен для нанесения удара по США, чтобы те наконец-то поняли цену "сопутствующего ущерба".
Итак, в чём же главные выводы создателей фильма:
1. Украина оказалась втянута в конфликт с Россией под чётким планом США, которым выгодно создать дестабилизирующую обстановку на границе с Россией для её экономического и военного сдерживания. Кроме того, обвинив в причинах этого конфликта именно Россию, это дало повод США и международной дипломатии для введения в отношении нашей страны экономических и политических санкций;
2. США не собираются каким либо образом решать проблемы Украины, более того им выгодно, чтобы ситуация в этой стране перешла в критическую фазу гражданской войны и политической анархии — просто так легче и дешевле дирижировать ситуацией;
3. Американцы боятся создания свободно мыслящего и действующего искусственного интеллекта, для которого решение задачи о том, кто действительно виноват практически во всех военных конфликтах на планете после Второй мировой войны не составит особого труда;
4. У американцев до сих пор имеются фобии на счёт ядерного оружия, которое могло остаться в бывших союзных республиках и непременно должно использоваться против их страны.
В общем, не удивлюсь, если американские и украинские зрители увидят в этом фильме "российский след" и обвинят в его финансировании.
Что касается художественной ценности фильма, то её просто нет: непродуманный и несколько нелогичный сценарий, картонные персонажи, а операторская и режиссёрская работа определенно заслуживает порицания. Боевые сцены и начало активных действий в фильме тоже запаздывают с началом. Однако, погружение зрителя в происходящие события на экране всё же происходит, не так как в большинстве фильмов от Netflix.
Друзья, мне очень интересно услышать ваше мнение по этому фильму и его смыслу! Комментируйте, не стесняйтесь.