Снятый по мотивам одноименного рассказа Михаила Шолохова фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» обладает своеобразной трагической поэзией и прискорбной красотой, заставляя зрителя погружаться в мысли и сознание главного героя, и переживать его жизнь как свою.

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Обычный человек

Гуляя с сыном по реке, персонаж Сергея Бондарчука встречает мужчину. Затем, сидя у костра, он начнет рассказывать о своей жизни в один из самых ужасных периодов в истории — Великую отечественную войну. Через длительную ретроспективу, которая положена в основу повествования в фильме, зритель видит ужасные лишения, которые пришлось пережить главному герою, и то, как отразилась война на судьбе обычного советского гражданина.

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

«Судьба человека» отличается от других советских фильмов о войне, потому что главный герой на самом деле не военный, а простой человек, которого пришедшая в СССР война, заставляет пойти на фронт. Фактически, он даже не участвует в боевых действиях, лишь делается акцент на события в контексте войны, чтобы показать, как она повлияла на все слои общества, в том числе на людей, не имеющих к ней отношения. Судьба мужчины раскрывается в настоящем, когда зритель знакомится с главным героем и его сыном.

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

История, которую рассказывает персонаж Сергея Бондарчука — Андрей Соколов, не имеет ничего общего с эпическими сражениями — во всем фильме нет ни одной битвы. Фильм больше сосредоточен на людях, чем на сражениях или действиях. В фильме демонстрируется уничижающее отношение немцев к русским во время войны.

Война и жизнь

История Андрея Соколова начинается сразу после гражданской войны. Она показана довольно быстро и короткими эпизодами: он строит дом, знакомится со своей будущей женой Ириной, в браке у них родился сын, потом две дочери, о математических способностях сына пишут в местной газете, приходит война, герой прощается с семьей перед отправкой на фронт…

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

Практически сразу, в первые дни наступления фашистов на СССР, Соколов попадает в плен. Эта часть фильма демонстрирует все ужасы и зверства, которые творили нацисты с пленными в концентрационных лагерях. Лишь думая о своей семье и надеясь вновь встретиться с ними Андрей не впадает в безумие. Через некоторое время его пересылают в Германию в качестве раба, используя как неквалифицированного рабочего, а после назначают водителем офицера Вермахта. Именно эта должность помогает ему успешно реализовать план побега — оглушив и пленив немецкого офицера он на автомобиле пробивается до расположения советских войск.

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

После такого "подарка" командование отправляет его на лечение в госпиталь с последующим отпуском. Вернувшись в Воронеж он обнаруживает, что Ирина с дочерьми погибла при взрыве дома, а сын отправился на фронт. Война подходит к концу, но главный удар будет ждать Андрея в последний день войны, когда погибнет его единственный оставшийся родной человек — сын Анатолий.

Новая надежда

Может ли обычный человек, у которого закончившаяся война отняла всех родных и любимых продолжать жить? Так и Андрей не видит смысла в продолжении жизни, у него остаётся лишь выжженная душа и бесцельное существование.

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

Он не хочет возвращаться в свой родной город и оказывается в городе Урюпинске Сталинградской области. Однажды он видит голодного сироту Ваню, просящего милостыню на улицах города. Мать мальчика погибла во время бомбардировки, а отец пропал без вести во время войны. И именно эта встреча приводит к появлению душераздирающей сцены, что затмевает все фильмы, посвященные теме войны, потерь и искупления — Андрей "усыновляет" маленького мальчика, говорит ребенку, что он его отец и разыскивал с конца войны.

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

Именно так, две жертвы этой войны начинают жизнь заново, с большой любовью и новой надеждой.

Режиссёрская и операторская работа

Фильм, с одной стороны, очень похож на документальную хронику, а с другой — максимально реалистичен. При съёмке были применены многие новаторские и нехарактерные для того времени художественные приёмы.

Например, в момент, когда главный герой едет на машине перед тем как его возьмут в плен — транспортное средство, в котором он движется, теряет управление, камера имитирует те же движение потери управления, создавая несколько переворотов, которые идеально соответствуют изображению. Или, когда фашисты конвоируют пленных советских солдат — эта сцена происходит в полуразрушенной церкви: ракурсы и планы сработали так, что создаётся полное ощущение присутствия.

Также, обратите внимание на сцены в каменоломне и эпизод с побегом на машине, на то какие планы и ракурсы использует оператор Владимир Монахов во время диалогов.

Каждый раз, когда смотрю этот фильм я удивляюсь, вспоминая о том, что это первая режиссёрская работа Сергея Бондарчука. То, какие режиссёрские приемы были им применены во время съёмок — сейчас уже считаются классическими, но на тот момент они были достаточно смелыми, новыми и необычными.

Вымысел или правда?

В настоящее время многие критикуют этот фильм, указывая на то, что такой истории в реальности произойти не могло, так как после победы всех военных, побывавших у немцев в плену, репрессировали и отправляли в лагеря или мобилизовали в рабочие батальоны. Я изучил этот вопрос и могу утверждать, что это не совсем так — по оценкам экспертов таким жёстким репрессиям подверглось от 30% до 40% от всех возвращенных военнопленных (подробнее смотрите в источнике на Право.ру — "У нас пленных нет, есть только предатели" – в неволе у чужих и у своих).

Да, это чудовищные цифры, особенно учитывая, что количество советских военнопленных исчислялось миллионами. Тем не менее большинство из них смогли вернуться домой и продолжить свою жизнь. Могли ли обойти репрессии стороной Соколова после окончания войны из-за того, что когда он сбежал из плена, то захватил и передал советским войскам немецкого офицера? Да, это выглядит правдоподобно, такое вполне могло быть в действительности.

#кино #сергей бондарчук #война #драма #трагедия #ссср #биография