Мрачный и страстный фильм «Такси-блюз» — одна из тех работ, которые существуют сразу в двух вселенных: в одной рассказывается центральная история, а на периферии, в то же самое время, происходит другая. Первая история связана с непростыми отношениями между упрямым таксистом и безответственным джазовым музыкантом. Вторая история представляет собой небрежный, непринужденный и, следовательно, вдвойне интересный взгляд на повседневную жизнь Москвы конца 1980-х.
Фильм начинается с того, что таксист Иван Шлыков подбирает пьяную компанию и возит её всю ночь по Москве. Один за другим пассажиры исчезают, пока, наконец, последний, саксофонист Алексей Селиверстов, не покидает автомобиль и обманом избегает оплаты.
Иван не намерен спускать данный обман и воспринимает это весьма негативно. Он находит Алексея, избивает его и забирает у него саксофон в качестве залога возврата по образовавшемуся долгу. Однако, происходит это в самый неподходящий момент — Селиверстов должен был играть в клубе.
Из-за этого последний теряет деньги, работу и жильё. Поняв это Иван возвращает Алексею музыкальный инструмент, предлагает временно пожить у него и отработать долг.
И дальше происходит совершенно неожиданное развитие сюжета. Между главными героями начинаются строится немного странные, но тем не менее, дружеские отношения. Они живут в совершенно разных мирах — водитель видит в музыканте паразита и алкоголика, а музыкант видит в водителе ограниченного во взглядах робота. Но их объединяет взаимозависимость, и именно здесь вступает в игру второй уровень фильма — повседневная жизнь.
Развиваются сложно зависимые отношения любви и ненависти — война миров и взглядов. Шлыков готов сделать все возможное, чтобы вызвать трансформацию Алексея: уговоры, оскорбления, избиение и утешение. Алексей же все глубже погружается в наркотики, музыку, алкоголь и саморазрушение.
Оба персонажа демонстрируют импульсивное и непредсказуемое поведение, но по разным причинам. «Такси-блюз» с пониманием и сочувствием представляет точку зрения обоих мужчин. Социальная депрессия не только подтверждает взгляды Шлыкова, но и объясняет вольнодумность Селиверстова.
По ходу повествования зритель видит не только обстановку маленькой комнаты Ивана, увешанной женскими плакатами, но и джаз, сближающий и объединяющий людей. Этот фильм является примером свободного высказывания мыслей и правдивых суждений, откровений про жизнь и искусство.
«Такси-блюз» получился очень интересным, с горько-сладким привкусом. В фильме есть много моментов, когда можно увидеть потенциал лучшей дружбы между Алексеем и Иваном, но всегда происходит что-то, что мешает этому.
Как и многие фильмы, в основу которого положены сильнейшие переживания создателей, он неожиданно стал коммерческим и драматическим хитом, получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 1990 году.
«Такси-блюз» — это дебютная работа режиссёра Павла Лунгина, в которой он эмоционально и с юмором совершил красивый переход между своей прежней профессией сценариста и новой профессией режиссёра, показал объективную реальность, пробудил в зрителях сочувствие к персонажам, заставил улыбнуться не стирая драматизма проекта. А что касается этих двух персонажей, то сегодня их можно встретить почти во всех культурах мира.