«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — настоящая культовая классика замечательного режиссёра Элема Климова. Это одновременно тонкая сатира и веселая комедия о жизни в советских пионерских лагерях в середине 1960-х годов.
На самом деле, удивительно, что этот фильм был первым художественным фильмом Климова и его выпускной дипломной работой во ВГИКе. Эта картина должна была засвидетельствовать как режиссёр усвоил полученные знания, принципы кинематографа и показать его собственную уникальность как автора.
И надо сказать, что по получившемуся фильму отчётливо видно, что Климов обладает хорошим чувством композиции, удачно использует крупные и общие планы, а также внедряет приёмы, характерные для советской школы кино.
На первый взгляд фильм можно рассматривать как добродушную комедию, в которой компашка дружелюбных шалопаев подшучивает над директором пионерского лагеря и одновременно помогает своему товарищу Косте Иночкину. Благодаря живому ритму, детской изобретательности и забавным ситуациям — получился очень хороший и динамичный развлекательный фильм.
Но Элем Климов, очевидно, не хотел ограничивать свои достижения этим единственным измерением, и политическая обстановка предоставила ему такую возможность: период после смерти Сталина и прихода к власти Никиты Хрущева был отмечен ослаблением культурной политики центральной власти, способствовавшей появлению новых талантов и относительной либерализации поднимаемых тем.
У Элема Климова получилось под видом детской комедии разместить тонкую сатиру на некоторые темы государственного и политического управления в СССР, а также отношения власти к народу.
В фильме проводится невидимая на первый взгляд аналогия, где под пионерским лагерем подразумевается СССР, под его директором — партийное руководство, а под детьми — народ. В фильме детей убеждают, что пионерский лагерь принадлежит им, но всячески ограничивают их свободу действий, исключая тех, кто не вписывается в императивы поведения.
А если более пристально приглядеться к названию?
"Мы решили снимать картину в жанре жесткой, полуусловной сатирической комедии, адресованной прежде всего взрослой аудитории…
…Такие явления, как догматизм, фанфаронство, демагогия, казёнщина, увы, еще бытующие в нашей жизни, приносят в области воспитания подрастающего поколения свой самый страшный вред, носят характер большой общественной опасности…
…Нам казалось, что зерно приема, в котором следовало бы решать фильм, заключено в удачно придуманном названии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», т.к. оно состояло из двух противоречащих друг другу надписей. "
Элем Климов. Теоретическая часть дипломной работы – фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён". – "Киноведческие записки", № 68, 2004 г.
Таким образом, можно рассмотреть послание, которое передаётся зрителю в фильме.
Если вы никогда не смотрели фильм с учетом понимания заложенной сатиры, то посмотрите еще раз со знанием того, что у фильма есть второй смысл. Вы получите совершенно другие ощущения от этого фильма. Лично у меня так и произошло…
Интересные факты
— съёмки фильма проходили в двух пионерских лагерях: в пионерском лагере треста «Воркутауголь» (г. Алексин Тульской области) и в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (Туапсинский район Краснодарского края);
— Витя Косых, который играл Костю Иночкина, утаил от режиссёра своё неумение плавать — в течение недели мальчик научился плавать кролем по руководством мастер спорта по плаванию;
— во время съёмок фильма Евгений Евстигнеев научил детей играть в карты.