Мне всегда в этом актёре нравился жизнерадостный оптимизм, хитрый взгляд и весёлая улыбка. Главная роль в фильме Владимира Грамматикова «Усатый нянь» принесла Сергею Проханову всесоюзную известность и народную любовь.
В таком же амплуа актёр предстал и в фильме Николая Александровича «Завтрак на траве», в котором он сыграл пионервожатого. Многие даже называют этот фильм «Усатый нянь 2», хотя между сценарием и персонажами нет никаких связей.
Еще одной удачной работой актёра стала мелодрама режиссёра Виктора Трегубовича «Трижды о любви», в которой он снялся в 1981 году. Несмотря на то, что фильм должен был стать драмой, в которой затрагиваются непростые темы отношений и любви, Сергей Проханов добавил в него и немало юмора. В итоге фильм получился не особо драматичным.
В целом у него была довольно насыщенная актёрская карьера, он снимался в фильмах, играл в театре, выступал на эстраде, но ничего, что могло бы сравниться с картиной «Усатый нянь» уже не было.
Вплоть до 1990 года, когда на сцене театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», который он не только поставил как режиссёр, но и сыграл в нём царя Ирода.
Примерно в это же время он решает вообще отказаться от дальнейших съемках в фильмах и сосредоточить все свои усилия на театре. Но Виктору Сергееву всё же удается получить от него согласие сыграть вместе с Александром Абдуловым в фильме «Гений».
И не зря! Я считаю, что роль Костика, подручного Сергея Ненашева стала самой яркой и удачной в его карьере актёра кино. Все его шуточки и приколы, ужимки и выкрутасы, манера речи, да и образ в целом — просто идеально подошли под эту роль. Вот никто не смог бы сыграть лучше!
Но после этого фильм актёр совсем перестал сниматься и занялся театральной деятельностью, а именно — в 1993 году, фактически на собственные средства, открыл Театр Луны, где до сих пор является художественным руководителем. В этом театре начинали свою карьеру многие современные звезды театра и кино, режиссёры и сценаристы.
Он шел к этой цели с 1990 года — с основания коммерческой студии реалистической фантастики «Луна», которая изначально работала при Союзконцерте.
С 1999 года Сергей Проханов также является руководителем курса в Российской академии театрального искусства (РАТИ).
Я очень рад, что в творческом плане у Сергея Проханова после «Гения» всё сложилось удачно и он не пропал, а просто сменил вектор применения своего таланта с кинематографического искусства на театральное.
Но образ «Усатого няня» до сих пор неотрывно связан с актёром и по его же словам он ещё от него не избавился:
"Да еще не избавился! Как прилипло, так и все, осталось! Когда умрет мое поколение, со мной вместе, видимо, тогда избавимся. А может, и нет. Вот уже и более молодая публика стала меня узнавать. Оно и понятно: я тут обратил внимание, что только в ноябре прошлого года за одну неделю фильм показали четыре раза! "
Из интервью WomanHit, 2009
Кстати, и даже в этом направлении он смог реализовать себя, как бы отдав дань тому образу в начале его карьеры — в 2004 году Сергей Проханов открыл Детский театральный центр «Маленькая Луна», в котором актёрскому мастерству, тележурналистике, технике речи, кинематографии и основам драматургии обучаются дети до 18 лет.