Стоит заметить, что не только в самом лучшем, но и в самом первом фильме ужасов режиссёров Георгия Кропачева и Константина Ершова «Вий».

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

Идеология социалистического реализма, отрицавшего религию, веру в бога, да и вообще любую мистику очень отчётливо прослеживается в советском кинематографе. На мой скромный взгляд, именно поэтому за всю свою историю он выдал не так уж и много фильмов в жанре фэнтези (за исключением сказок), а более-менее смотрибельных фильмов ужасов можно вообще пересчитать по пальцам одной руки.

Но к русской классике, в частности к Николаю Гоголю, относились хорошо и разрешение на экранизацию его одноименного произведения было получено без каких-либо проблем. Тем более, что инициатива исходила от директора киностудии «Мосфильм» Ивана Пырьева.

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

Что делает фильм «Вий» таким замечательным, так это любовно снятые сцены сельской жизни. Лица всех крестьян часто показаны крупным планом: румяные, веселые, глубоко изрезанные характерными морщинами. Отдельно стоит отметить операторскую работу — отличные крупные планы, динамическая съёмка с вращением вокруг героев, увеличение и уменьшение масштаба. Декорации и монтаж, особенно мистических событий, тоже на высоте — всё представляется чрезвычайно натуральным и уместным.

Ночные сцены фильма — это моменты когда страх героя оживает и передаётся зрителю. Но ничто не сравнится с последним актом, когда ведьма становится серьезной и вызывает призраков, вампиров, оборотней и демонов.

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Отдельно стоит остановиться на главных героях этой истории: Хоме Бруте и ведьме в образе молодой панночки — Леонид Куравлёв и Наталья Варлей сыграли свои роли здесь мастерски, ярко, незабываемо и совершенно не так как в других фильмах.

Хома Брут

Главный герой в исполнении Леонида Куравлёва немного простоват, глуповат, с ленцой, несколько забавен, обаятелен и очень интересен. В основной части фильма раскрывается его характер, а поведению придаётся соответствующая мотивация. В данной интерпретации в персонаже также присутствует некоторая комичность, которая делает некоторые сцены фильма довольно весёлыми.

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

Однако, всё меняется, когда действие фильма переносится в церковь. Здесь перед нами уже другой Куравлёв. Проявление страха Брутом ощущается предельно явственно, а монолог в исполнении актёра только усиливает данный эффект.

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

И каждая проведенная в церкви ночь меняет характер персонажа, Куравлёв идеально справляется с тем, чтобы дозировано добавлять ему драматизма, увеличивать страх. Это особенно сильно контрастирует с тем персонажем, который мы видим в начале фильма.

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

А под конец у Куравлёва вообще получается сыграть растерянность и обреченность. Это его первый фильм, где он смог так максимально раскрыть свой талант актёра и одна из его лучших ролей.

В кинопробах на роль Хомы Брута также участвовал Михаил Кокшенов, но режиссёры его кандидатуру отвергли.

Ведьма

Наталья Варлей восхитительна и неподражаема, даже в такой роли, где у неё практически нет слов. Юные, почти детские черты лица молодой панночки очень сильно диссонируют с образом старой ведьмы, типичной Бабы Яги. Это ставит в тупик не только главного героя, но и зрителя — "как это невинное дитя может быть ведьмой".

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

Но Варлей вообще могла не попасть в фильм «Вий». Первоначально на роль утвердили Александру Завьялову и даже отсняли с ней почти половину фильма. Тем не менее, Пырьев решил поменять актрису. И случившаяся замена вышла очень удачной. Я сейчас даже не могу себе представить в этой роли Завьялову.

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

Также на роль пробовались Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко. Варлей была очень спортивной и не суеверной девушкой — полеты стоя в гробу её не пугали.

В заключительном эпизоде в церкви особо стоит отметить мимику актрисы — за небольшой промежуток времени на её лице проявляется очень много эмоций — и властность, и сумасшествие, и веселье, и гнев. Очень эффектно и достойно того, чтобы занести в учебники по актёрскому мастерству.

Куравлёв и Варлей в самом лучшем советском фильме ужасов

Кадр из фильма «Вий», режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов, 1967 год

Однако, Варлей была недовольна своим участием в этом фильме и еще долгое время жаловалось на то, что после «Кавказской пленницы» и «Вия» ей больше не предлагали таких же ярких и интересных ролей.

Интересные факты

1. Вия играл тяжелый атлет Николай Степанов — костюм получился настолько тяжелым, что никто из артистов не смог в нем двигаться;

2. Никто из актрис не хотел играть ведьму в образе старухи, но на роль согласился актёр Николай Кутузов.

Я считаю этот фильм кинематографическим шедевром, который обязательно понравится любителям классического кино и который в этом жанре, вплоть до настоящего времени, никто в отечественном кинематографе не сумел превзойти.

#кино #куравлёв #варлей #фильм ужасов #ссср