Часто к любимым фильмам настолько привыкаешь, что не возникает даже мысли, что героев, которые давно воспринимаются как родные, могут сыграть другие актёры. Так у меня вышло и с "Чародеями", поэтому я решил расширить свой кругозор и специально поразмышлять, что было бы, если бы в этой картине всё-таки снялись другие люди — те, что не прошли пробы.
Чародейка Алёна
Многие согласятся со мной, что Александра Яковлева сыграла великолепно — ей удалось передать и обаяние доброй волшебницы, и истинно колдовскую страсть. Однако на роль Алёны пробовалось множество других актрис, известных и не очень, среди которых Алфёрова, Муравьёва, Проклова, Цыплакова, Удовиченко и Вавилова.
Главной претенденткой считалась Ирина Алфёрова, и всё же она, хотя отлично изображала добрую Алёнушку, не смогла сыграть её злую ипостась. На мой взгляд, с этой двойственной ролью хорошо справилась бы Ирина Муравьёва: она доказала, что умеет играть как милых простушек, так и самоуверенных, гордых девиц.
Иван
За роль Ивана с Александром Абдуловым конкурировали такие актёры как Ерёменко, Калныньш, Костолевский и Проханов. Последнего сперва утвердили и уже начали снимать, но он быстро оказался забракован худсоветом. Как мы все увидели, это оказалось к лучшему, однако нельзя не заметить, что Проханов тоже хорошо смотрелся бы в этой роли.
Внешне он гораздо больше похож на типичного русского Иванушку, да и обаяния ему не занимать. Однако Абдулову он всё-таки проигрывает — ему явно недостаёт его романтического лиризма. Зато, возможно, с этим неплохо бы справился Игорь Костолевский, трогательно сыгравший влюблённого в "Безымянной звезде".
Сатанеев
Удивительно, но изначально в роли Сатанеева вместо Гафта хотели снимать Евстигнеева. И сняли бы, если бы актёр внезапно не заболел. С одной стороны, Евстигнеев, конечно, гениальный актёр, и в образе эдакого жука-бюрократа он бы смотрелся восхитительно.
Однако при всём таланте ему не хватает страстного демонизма Гафта. На мой взгляд, Евстигнеев вряд ли передал бы его пламенную одержимость Алёной.
Шемаханская
За роль Шемаханской с Екатериной Васильевой «боролись» Гундарева, Фрейндлих и Терехова. Трудно поспорить, что Фрейндлих и Терехова прекрасно подходят на эту роль по типажу: им привычно играть сильных и властных дамочек.
Я бы с большим интересом посмотрел на то, как они сыграли бы Шемаханскую, — кто знает, возможно, им даже удалось бы превзойти Екатерину Васильеву. А вот Гундарева, с её добродушной простоватой улыбкой, явно в этот образ не вписывается, — да и молода она была слишком для такой роли.
Брыль
Помимо Михаила Светина, на роль Брыля пробовались Михаил Боярский и Юрий Никулин. Боярский сам потерял интерес к этому персонажу, зато принялся активно намекать на то, что был бы не прочь сыграть Ивана, что, конечно, в планы режиссёра совсем не входило.
Никулин же хотел играть только вместе с Вициным и Моргуновым. Я думаю, что всё сложилось лучшим образом: своеобразная харизма Боярского Брылю ни к чему, а Никулину в пару было бы трудно подобрать достойного Коврова: он бы просто затмил любого актёра.
Ковров
Перед тем, как утвердить Виторгана, на роль Коврова рассматривали Караченцева, Ширвиндта, Миронова, Смехова и Буркова. На мой взгляд, Миронов и Караченцев здесь не годятся точно — за ними давно закрепилось совершенно другое амплуа.
Бурков гораздо убедительнее смотрится в ролях отрицательных персонажей, а остальных я в этой роли не вижу вообще. Виторган оказался самой подходящей кандидатурой, и составил идеальный дуэт со Светиным.