Сталинская премия присуждалась с 1941 по 1952 годы за выдающиеся работы в области знаний, науки, искусства и кино. Финальное решение о присуждении Сталин выносил самостоятельно. Мне стало интересно, какие фильмы заслужили одобрение вождя, и почему.

Цирк

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Цирк», режиссёр Григорий Александров, 1936 год

Картина была отмечена комиссией и самим Сталиным в 1941 году. Премию первой степени получили режиссёр Григорий Александров, композитор Исаак Дунаевский и исполнительница главной роли Любовь Орлова.

Большая жизнь

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Большая жизнь», режиссёр Леонид Луков, 1939 год

В том же 1941 году премии удостоился и фильм "Большая жизнь". Была отмечена режиссура и сценарий картины. История повествует о шахтере-стахановце (на первый взгляд может показаться, что о самом Стаханове, но на самом деле главный герой был скорее его последователем). Кино должно было вдохновлять граждан на трудовые подвиги.

Музыкальная история

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Музыкальная история», режиссёры Александр Ивановский, Герберт Раппапорт, 1940 год

А вот эта картина уже рассказывает о подвигах не трудовых, а во имя искусства. В свое время меня очень вдохновила эта история: главный герой, работающий таксистом, бросает все силы на развитие своего певческого таланта.

Не буду пересказывать сюжет фильма, но мне понятно, за что присуждена премия: "Музыкальная история" — кино, по-хорошему советское и не лишенное достоинств.

Трактористы

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Трактористы», режиссёр Иван Пырьев, 1939 год

Сталин высоко оценил "Трактористов", в 1941 году присудив премию режиссёру Пырьеву и исполнителям главных ролей — Марине Ладыниной и Николаю Крючкову.

Кино даже номинировалось на программу Каннского фестиваля 1939 года, но мероприятие так и не состоялось из-за войны. На мой взгляд, это самое чистое и искреннее кино из всех пропагандистских картин.

Свинарка и пастух

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Свинарка и пастух», режиссёр Иван Пырьев, 1941 год

Еще одно произведение Пырьева, за которое режиссёр получил премию второй степени. Один из первых советских мюзиклов, замечательная комедия. Для меня фильм примечателен прежде всего характерами героев и отчасти неожиданным сюжетом.

Она защищает Родину

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Она защищает Родину», режиссёр Фридрих Эрмлер, 1943 год

В 1946 году премии удостоились режиссёр фильма Фридрих Эрмлер, исполнительница главной роли Вера Марецкая и оператор Владимир Рапопорт.

Картина была снята в 1943 году, в разгар войны. Прасковья встает на защиту Родины и это не могло не воодушевить советских людей.

Сельская учительница

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Сельская учительница», режиссёр Марк Донской, 1947 год

Премию первой степени фильм получил за образ главной героини, у которой был реальный прототип — Екатерина Мартьянова, которая прошла путь от учительницы в школе под Екатеринбургом до руководителя престижной московской гимназии, депутата Верховного Совета СССР.

В фильме героиню звали Варвара Мартынова, а ее роль исполнила Вера Марецкая.

Суд чести

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Суд чести», режиссёр Абрам Роом, 1948 год

Фильм был удостоен Сталинской премии в 1949 году. Это кино абсолютно пропагандистское и идеологическое.

Суд чести — реальный орган, функционировавший в СССР и занимавшийся борьбой с космополитизмом среди интеллигенции.

Секретная миссия

Достояние отечества: девять фильмов, за которые создатели получили Сталинскую премию

Кадр из фильма «Секретная миссия», режиссёр Михаил Ромм, 1950 год

Советский нуар авторства Михаила Ромма был призван разоблачить англо-американцев, которые в 1945 году вели переговоры с нацистами о капитуляции немецких войск.

Работа Ромма, как обычно, на высоте, но отдельно я хочу отметить музыку Хачатуряна — которому, к сожалению, отдельную премию не присудили.

#кино #ссср #сталин #премия