Кинокритика – дело сомнительное. Ведь никогда не угадаешь, какой именно фильм вознесут до небес, а на каком поставят клеймо, от которого будет сложно отмыться. К счастью, есть зрители, которые сами решают, какой кинопродукт им по душе, а какой нет. Расскажу о знаменитых картинах, которые первоначально были разнесены критиками в пух и прах, а позднее были признаны культовыми.

«Психо» Хичкока

6 фильмов, которые кинокритики назвали слабыми, а зрители признали гениальными

Кадр из фильма «Психо», режиссёр Альфред Хичкок, 1960 год

«Психо» считается лучшей картиной Альфреда Хичкока, но мало кто помнит, что критики сначала не приняли ее. Рецензенты относились к Хичкоку с пренебрежением и частенько недооценивали его заслуг. Теперь уже признанный факт, что этот фильм разделил весь мировой кинематограф на «до» и «после».

Режиссёр-новатор с выходом «Психо» положил начало новому направление в кино, где автор пытается объяснить природу поступков преступника.

В этой работе Хичкок нарушил множество табу, зашел туда, куда до него еще никто не заходил – в самые интимные зоны человеческой жизни. Демонстрировал унитаз, показывал сцены в спальне и даже переодевания мужчины в женскую одежду.

6 фильмов, которые кинокритики назвали слабыми, а зрители признали гениальными

Альфред Хичкок

Все это жестко было воспринято пуританским Голливудом. Другое дело зрители. Нарушение всевозможных запретов привлекло много внимания к картине, но не только это способствовало ее успеху.

Психологическое напряжение, виртуозно созданное мастером, держало публику до самого финала, именно оно вызывало бурю острых эмоций. После просмотра зрители выходили из зала в шоковом состоянии.

«Сияние» Кубрика

6 фильмов, которые кинокритики назвали слабыми, а зрители признали гениальными

Кадр из фильма «Сияние», режиссёр Стэнли Кубрик, 1980 год

«Сияние» Кубрика даже было номинировано на премию «Малина» в 1980 году, в год выхода на экраны. Сейчас такое даже сложно себе представить, но фильм был воспринят в штыки автором романа, который лег в основу экранизации — Стивеном Кингом. Главную претензию Кинг предъявляет герою, которого играет Николсон: он никак не меняется на протяжении фильма.

В книге Кинга персонаж сходит с ума постепенно и в итоге окончательно теряет рассудок, а в фильме он появляется сразу безумным и с каждый кадром становится все хуже. Критики тоже не были в восторге, вышедшая экранизация не оправдала их ожиданий, которые на нее возлагали. Ведь перед тем как запустить съемки, у Кубрика уже вышли две успешных ленты: «Кэрри» и «Салемские вампиры».

Журналисты акцентировали внимание на том, что Кубрику герои, как личности не интересны, а в фильме нет ничего страшного, хотя он основывается на романе ужасов. Публика хотела получить забавный аттракцион – классический хоррор, а вышло что-то совсем иное, скорее философское. Однако, не смотря на прохладный прием на старте, со временем фильм стал одним из лучших представителей жанра.

«Один дома» Коламбуса

6 фильмов, которые кинокритики назвали слабыми, а зрители признали гениальными

Кадр из фильма «Один дома», режиссёр Крис Коламбус, 1990 год

Да, представляете, «Один дома», пожалуй, самый популярный новогодний фильм во всем мире, первоначально был негативно воспринят критиками. По их мнению, сюжет был настолько неправдоподобен, что маленькому мальчику, оставшемуся дома в канун Рождества сложно было сопереживать.

К тому же циничным взрослым сложно было поверить в ловушки, которые придумывал маленький герой, чтобы остановить жуликов. Критики возмущались, что первая половина фильма скучная и лишена сюрпризов, а шутки довольно глупые.

Однако, почти все выразили свое одобрение игре юного Макалея Калкина. Именно он, по их мнению, вытянул весь фильм на себе. Хотя кто-то отмечал, что Калкин местами переигрывал.

«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта

6 фильмов, которые кинокритики назвали слабыми, а зрители признали гениальными

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию», режиссёр Ридли Скотт, 1982 год

«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта давно уже считается культовым фильмом, но, когда он только вышел на экраны в 1982 году, ему прочили совсем другую судьбу. Представители СМИ обрушились на Скотта за то, что он увлекся визуальной частью ленты, но поверхностно отнесся к ее философской стороне и неглубоко проработал образы персонажей.

Критики говорили, о провале фильма, как истории, так как слишком много сил было брошено на создание спецэффектов, а смысловая нагрузка задвинута на задний план. Однако поклонники научной фантастики считают, что режиссёр создал богатый образами и до мельчайших деталей проработанный фильм, который хочется пересматривать.

«Бойцовский клуб» Финчера

6 фильмов, которые кинокритики назвали слабыми, а зрители признали гениальными

Кадр из фильма «Бойцовский клуб», режиссёр Дэвид Финчер, 1999 год

Удивительный образом и «Бойцовский клуб» попал под раздачу критических замечаний, как только появился на свет. Сейчас это даже представить себе сложно, но видимо существует закономерность: чтобы фильму получить одобрение у широких масс, необходимо на первых парах подвергнуться порицанию от профи. СМИ узрели в «Клубе» пропаганду насилия и его романтизацию.

В итоге картину сочли слишком радикальной и на первых этапах в прокате она провалилась. Не в пользу Клуба также была проведена пиар-кампания: реклама шла в перерывах боев без правил, а основной аудиторией в залах были подростки мужского пола. Но прошло время и фильм по праву считается одним из главным кинособытий конца 90-х.

«Нечто» Карпентера

6 фильмов, которые кинокритики назвали слабыми, а зрители признали гениальными

Кадр из фильма «Нечто», режиссёр Джон Карпентер, 1982 год

Еще одна знаковая картина начала 80-х «Нечто» Джона Карпентера нашла своего зрителя не сразу. Почему же фильм оказался провальным? Зрители не просто проигнорировали, а возненавидели его. Возможно потому, что режиссёр заставлял наблюдающих думать и оставил открытый финал, а ведь публика этого не любит. Ей хочется сказочных и весёлых историй со счастливым концом.

Карпентер же нагонял жути и заставлял извилины шевелиться. Критики с удовольствием обрушились на автора, устроили своеобразное состязание, оскорбляя режиссёра и его работу, называя ее идиотской и невразумительной. После таких нападок Карпентер долго не мог прийти в себя.

Этот провал повлиял на развитие его карьеры. Джону потребовалось долгие годы доказывать свою компетентность Голливуду. Отношение к фильму изменилось спустя много лет, но по сей день концовка фильма вызывает много споров.

Подобные негативные реакции на кино свойственны не только Голливуду. Помните, что и в советском кинематографе тоже были случаи, когда комиссия пыталась «завернуть» фильмы, посчитав их пустыми и глупыми? Сейчас многие из них признаны классикой. Например: «Белое солнце пустыни», «Бриллиантовая рука» и другие.

#кино #критика #классика #успех

Не так давно пересматривал «Белое солнце пустыни», а потом узнал пару интересных фактов и теперь хочу поделиться этой историей.

Роль восточной неприступной красавицы Гюльчатай далась непросто! Особенно потому, что выбрать и утвердить актрису никак не могли. Да и местным жителям девушка очень понравилась, ее даже хотели выкупить у съемочной группы. Давайте по-порядку.

Как Гюльчатай «сменила личико»

Как Гюльчатай "сменила личико" и чуть не попала в плен к местным жителям

Татьяна Федотова. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни», режиссёр Владимир Мотыль, 1969 год

Кто такая Татьяна Федотова? Вы видели другие фильмы с ней? Нет. Она сыграла только одну роль — младшую жену Абдуллы, недоступную красавицу Гюльчатай.

После премьеры Татьяна проснулась звездой — трогательная девочка так полюбилась публике, что ее потом много раз приглашали сниматься.

К сожалению, больше ролей у Федотовой не было. По мнению Татьяны, к счастью! Она говорит в интервью, что раскрыться по-настоящему перед камерой не смогла, чувствовала себя скованно.

С самого начала роль должна была достаться Ирине Печерниковой, но она сразу отказалась. Утонченная внешность Ирины, ее томный взгляд покорили режиссера. Если подумать, она отлично вписалась бы в коллектив «Белого солнца».

Как Гюльчатай "сменила личико" и чуть не попала в плен к местным жителям

Ирина Печерникова

Почитав сценарий, Печерникова отказалась играть — роль ей совсем не понравилась. В своих поздних интервью она говорит, что сильно пожалела об этом.

Следующей претенденткой стала Татьяна Денисова, артистка цирка. Она согласилась, начала сниматься, но потом резко передумала. Всему виной новый контракт, и Татьяна без сожаления бросила свою Гюльчатай на полпути. Вот так наша Федотова и попала на съемочную площадку.

Совершенно случайно, кстати! Девушке на тот момент было всего 17 лет, студентка балетного училища. Она просто прогуливала уроки, попавшись на глаза режиссеру. Он тут же отметил, что она идеально подойдет.

Как Гюльчатай украсть попытались

Как Гюльчатай "сменила личико" и чуть не попала в плен к местным жителям

Анатолий Кузнецов и Николай Годовиков. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни», режиссёр Владимир Мотыль, 1969 год

Татьяна и ее партнер по роли, Николай Годовиков (как раз Петруха), отправились на танцы! Молодежь, лето, парк и хорошая музыка — ничто не предвещало беды. Кто же знал, что молоденькая актриса так понравится местным парням-туркменам, что ее захотят купить?

Николаю Годовикову реально предлагали деньги за красивую невесту! Он отказался, но те не отступали — завязалась драка. Татьяна очень испугалась, ведь только тогда поняла реальную угрозу.

Кто знает, что было бы с девушкой, если бы не смелый защитник Годовиков-Петруха. На счастье, подоспели еще ребята из съемочной группы, кто-то из них занимался боксом, смог дать отпор женихам.

Роль Гюльчатай можно назвать короткой, даже эпизодической. Если героиня Екатерины Матвеевны символизирует русский дом, семью, любовь и преданность, то Гюльчатай — собирательный образ восточного гарема.

В следующий раз, когда будете смотреть «Белое солнце пустыни», подумайте над этим, и вспомните, как непросто было подобрать актрису на роль очаровательной молодой девушки, супруги Абдуллы!

#кино #съёмки #актрисы