Есть киноленты, которые не стареют. Такая уж у них судьба. И фильм «Девчата», снятый в 1961 году один из них. Недавно я пересматривал эту картину в компании наших знакомых.
Картина до сих пор любима зрителями. Пусть она чёрно-белая, а советский образ жизни непонятен молодым, но лёгкая, светлая комедия о непростой любви смотрится на одном дыхании. И это заслуга режиссёра Юрия Чулюкина и всей съёмочной группы.
На съёмках и при подготовке к ним кипели нешуточные страсти. На роль Анфисы утвердили красавицу Светлану Дружинину. До этого момента Дружинина играла в основном роли сельских тружениц, и вот ей выпал шанс вырваться за границы надоевшего амплуа.
Другую Анфису сейчас невозможно представить, а ведь был момент, когда режиссёра поставили перед необходимостью заменить актрису.
Часть фильма была уже отснята и представлена на худсовет. Фильм был производственный, и хотя лёгкость, комедийного жанра предполагала определённые вольности, работа строго контролировалась.
И по мнению этого худсовета, Дружинина была слишком хороша.
Неправдоподобным выглядело стремление молодого мужчины променять её на взбалмошную, невзрачную повариху. Не реалистично, не жизненно.
Для меня это рассуждение выглядит странным. К тому же Тося в исполнении Румянцевой очаровательна. Но это моё мнение, всемогущий худсовет решил иначе.
Режиссёр задумался о замене актрисы, и ему пришлось бы переснять все сцены с Дружининой.
Уже организовывались новые пробы. Для участия в них пригласили Руфину Нифонтову.
Кандидатура от режиссёра тоже была это жена самого Чулюкина Наталья Кустинская. Она могла бы справиться с ролью лучше Нифонтовой!
Неизвестно, прошла бы худсовет такая замена (ведь Кустинская тоже была красавицей), но после неудачи с пробами на роль Тоси, она не согласилась заменять Дружинину. Или главная роль, или никакой!
Роль Анфисы предлагали и Кларе Лучко. Но знаменитая актриса не захотела сниматься в фильме. Ей не понравилась роль. После успеха в «Кубанских казаках», Лучко была очень востребована и могла выбирать фильмы.
Она в 25 лет стала лауреатом Сталинской премии. Такой титул не только ко многому обязывал, но и предполагал определённую свободу в выборе ролей.
Анфисой могла бы стать и Алла Ларионова жена Николая Рыбникова.
Уже знаменитый, после фильма «Высота», актёр настаивал на том, чтобы роль сыграла Ларионова. Но утвердили Дружинину.
Трудно представить, что было бы дальше, если бы не художественный руководитель Юлий Райзман.
Он убедил режиссёра и худсовет, что не по-хозяйски разбазаривать народные деньги. Очень много пришлось бы переснимать, а это большие затраты. И Дружинина осталась на съёмках.
Вот как Райзман нашёл выход из положения. Все крупные планы с Дружининой были убраны. Вдобавок «обрезали» ноги везде, где их было видно. Теперь мне стало интересно неужели ноги были самым замечательным во внешности актрисы?
Фильму «Девчата" скоро 60 лет. Даже не верится. Наверное, это один из немногих фильмов, который я буду пересматривать с удовольствием.
С экрана веет молодостью наших родителей, дедов и бабушек, неподдельным энтузиазмом и верой в лучшее будущее.
И мы не видим изнанки фильма, всех споров, находок и решений. Только улыбки и яркие чувства. Только любовь.