Ироничная и искромётная комедия Марка Захарова с небольшой долей мистики «Формула любви» очень полюбилась российскому зрителю и мне, в том числе. Поэтому захотелось побольше узнать о том, как велась работа «за кадром». Оказывается, съёмки кинофильма сопровождались постоянными препятствиями, поэтому на съёмочной площадке артисты часто шутили, что это сам Калиостро мешает работе.
Много проблем возникло и с поиском подходящей кандидатуры для роли графа с экстрасенсорными способностями. Прежде чем Захаров пригласил в картину малоизвестного тогда грузинского актёра Нодара Мгалоблишвили, ему пришлось упрашивать ещё двоих советских знаменитостей. И если бы они согласились, возможно, всё очарование и таинственность этого фильма лично для меня пропали бы.
Драматург Григорий Горин изначально видел в главной роли Олега Янковского. Не спорю, талантливейший человек и привлекательный мужчина с аристократическими чертами лица, чарующим взглядом, завораживающим голосом, настоящий любимец женщин, вроде бы такой актёр мог отлично справиться с ролью великого итальянского мистика и авантюриста Алессандро Калиостро.
Но по мне, в Янковском нет той загадочности и глубины, которая присуща Мгалоблишвили, он более открытый, как говорят про таких людей: «душа на распашку». К счастью для меня, Олег оказался человеком суеверным и не хотел связываться с мистикой и входить в образ человека с экстрасенсорными способностями, поэтому от предложения Захарова отказался.
Затем выбор пал на Никиту Михалкова из-за его пронзительных глаз. По крайней мере, об их пронзительности заявлял всё тот же Горин. Возможно, глаза у Михалкова действительно привлекательные, но, как я думаю, ему больше подходят роли прокутившегося барина-ловеласа из «Жестокого романса». Вот там его роль, а для Калиостро он слишком «на показ».
И хоть реальный граф и отличался широким размахом в жизни, но вот его киношный прототип – человек спокойный, проявляющий минимум эмоций, но при этом пробуждающий скрытые чувства и желания в других. Михалков, кстати, отказался от роли только из-за занятости, а то неизвестно, какая бы судьба постигла картину с его участием.
Как говорится, «Бог троицу любит». Третий претендент на роль и оказался тем самым. Захаров увидел его во МХАТЕ, когда грузинский актёр исполнял роль Яго в «Отелло» в постановке Темура Чхеидзе. Предчувствуя отказ, режиссёр заявился в гримерку к артисту после первого акта и не один, а вместе с тогдашним министром культуры Теймуразом Бадурашвили.
Они просто протянули Нодару сценарий и попросили его прочитать всё до следующего утра, но актёр вначале отклонил предложение, мотивируя свой отказ тем, что плохо говорит по-русски и не сможет найти взаимопонимания с коллегами по площадке. Тогда было решено, что озвучивать Калиостро станет другой, не менее известный актёр с потрясающим низким тембром – Армен Джигарханян.
Но и на этом мистические приключения съёмочной группы не окончились. Когда все кадровые вопросы были улажены, и съёмки практически начались, Нодар, распевая серенаду на окне для прекрасной незнакомки, упал вниз и сломал ногу. Спасибо оператору, который ухитрялся снимать именитого «мага» так, что не было видно гипса.
И, надо сказать, что мистическая роль для грузинского актёра оказалась знаковой, а зрителям так полюбилась «Формула любви». Лично я не вижу никого другого, кроме Мгалоблишвили, в роли графа.
Именно этот человек, спокойный снаружи, но с целым вулканом эмоций и страстей, тщательно скрытых в самых глубинах души, смог передать образ Калиостро таким, каким тот, вероятно, был в жизни. И только у него получилось открыть ту самую формулу любви зрителей к настоящему актёрскому мастерству.