Георгий Милляр известен каждому советскому ребенку, как Баба-Яга из сказок про Василису, Чудо-Юдо и Кощея Бессмертного. Но мало кто знает о его интересной судьбе и о странных эпизодах, в которых он оказывался за время своей карьеры.
Как Золушка помогла открыться актерскому таланту
Семья де Мильё была очень состоятельной. Маленький Жорж родился в семье французского инженера и дочери русского золотоискателя. Нарастающие волнения в Москве еще до начала гражданской войны, заставили их поселиться в Геленджике и даже сменить фамилию на Милляр.
Георгий тщательно скрывал знание нескольких иностранных языков и свою высокую образованность. Представляю, какого было после роскоши и обучения у гувернанток, устроится в местный театр простым бутафором.
Георгий Милляр в роли царя Гороха, кадр из фильма «По щучьему велению», режиссер Александр Роу, 1938 год.
Но, этот эпизод жизни в провинциальном театре дал старт его актёрской карьере. Всё получилось случайно, когда вдруг заболела актриса, игравшая Золушку и премьеру, чуть было не пришлось отменять. 17-летний Милляр тогда был увлечён искусством, знал все роли наизусть и предложил свою кандидатуру.
Так субтильный, невысокого роста, молодой артист сыграл на сцене свою первую главную роль. Зрители даже не заметили подмену. Думаю, что это был какой-то знак судьбы, потому что и дальше в своей профессии он часто будет примерять женские образы.
Как актер получил производственную травму
Самым ярким и запоминающимся актер сделал образ своей Бабы-Яги. Она появлялась во многих любимых сказках. Мне кажется, не спроста эту роль исполнял именно мужчина. Какая актриса допустит, чтоб её так уродовали для кадра.
Крючковатый нос, тонна грима, парик. Милляр даже сбривал брови и волосы, чтобы облегчить работу гримёрам. На создание подобного персонажа уходило по 6 часов. Добавьте к этому съёмки на летней жаре.
Сказка «Василиса Прекрасная» снималась как раз в такую погоду, артисты обливались потом в тяжёлых костюмах, но хуже всех было Георгию Францевичу. Ему, в роли Бабы-яги, пришлось больше 20 дублей съезжать по жёлобу из печки.
Жёлоб настолько накалился, что артист Милляр получил производственную травму – серьезный ожог мягкого места. Кстати, актер в этой сказке сыграл три разных роли отца, гусляра и Бабы-яги.
Как бидон с молоком чуть не сорвал съемки
Милляр сыграл в шестнадцати фильмах Александра Роу и, конечно, был любимцем режиссёра. А тому приходилось прощать актёру его маленькие слабости. Даже дружбу с алкоголем.
Георгий Францевич любил выпить, но дисциплину на съемках никогда не нарушал. Просто Роу предусмотрительно предупреждал ассистентов, чтобы приглядывали за актёром. Но Милляр был находчив. Он говорил всем, что у него больной желудок, нужно пить молоко и ходил с бидончиком до буфета.
Там продавщица не могла отказать любимому актёру и прятала в бидон бутылку водки, а потом уже наливала молоко. Режиссер так и не мог понять, почему же Баба-Яга часто бывает навеселе.
Милляра полюбили не только зрители, но и все, кто с ним работал. Он был душой компании, ходячим анекдотом. Я бы даже назвал его Раневской в брюках.