Театральная жизнь полна сюрпризов. В том числе случаев, когда актеры должны играть роли, которые им явно не по возрасту. Георгий Милляр в 36 лет играет столетнюю бабу Ягу и старика-отца в «Василисе Прекрасной», Вицин в 47 лет 20-летнего Бальзаминова.
Когда такое происходит с актрисами, далеко не все справляются: молодые избегают играть роли старушек, боясь за свою будущую карьеру, а зрелые актрисы всегда рады сыграть молоденьких девушек, но у них это не получается.
Ирина Муравьева в «Карнавале»
На некоторых кадрах довольно сильно заметно, что у 17-летней Нины Соломатиной есть морщинки под глазами и обвисшие щеки. Но живая мимика, эмоции, неисчерпаемая энергия, врожденное чувство юмора, а главное – большой талант и опыт не дают актрисе провалить роль, и через 5 минут я уже забыл, что Муравьевой во время съемок было 32 года.
Опять же, по сценарию, она играет девочку из российской глубинки, которая сразу после школы должна пробивать себе дорогу в жизни, заниматься тяжелым трудом и терпеть постоянные неудачи в учебе и личной жизни. Переживания старят человека, добавляя ему 5-10 лет к возрасту, поэтому я считаю, что Муравьева с ролью Нины справилась на «отлично».
Не будем забывать, что сама актриса точно так же пробивала себе дорогу на сцену, дважды проваливаясь на экзаменах в столичные театральные ВУЗы и занимаясь подработкой в ожидании следующих экзаменов.
Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»
Все же хорошо, когда твой муж – опытный и талантливый режиссер: он и освещение настроит, и одежду светлых тонов найдет, и ракурс выберет так, чтобы актриса в фильме выглядела на 20 лет моложе. Но увы, в сценах, где требуется крупный план, Алентова мгновенно проваливает задачу, и ее Катерина выглядит если не на свои 37 лет, то на 27 точно.
Осложняется все тем, что играть она должна была серьезную, неулыбчивую девушку с тяжелой судьбой, и разбитная, веселая Людмила, которую играет Ирина Муравьева, создает просто убийственный контраст, выглядя на фоне мрачной Алентовой школьницей-восьмиклашкой.
Мне тяжело смотреть первую часть фильма, где местами проскальзывают фальшивые нотки, зато всё искупает остальная часть, за которую я готов простить актрисе все ее грехи.
Янина Жеймо в «Золушке»
Не знаю, столько лет было настоящей Золушке, но точно не 38, как Янине Жеймо. Однако готов признать, что ее выбор был во многом оправдан. С трех лет выступая в цирке, актриса была очень маленькой и легкой – прямо как настоящая Золушка.
Рост ее был меньше 148 см, а размер ноги 31. Добавить к этому осталось лишь то, что во время войны актриса пережила блокаду в Ленинграде, сильно исхудала и стала ещё больше походить на девочку.
Помогло ей и черно-белое кино, в котором возраст женщины определить куда труднее, чем в цветном. Догадливый режиссер на крупных планах показывал ее руки с выделяющимися венами только в перчатках, а осветители прятали руки Жеймо в тень, ярко освещая ее лицо. За свою же актерскую игру Янине не надо краснеть, она безукоризненна. Ещё бы – 20 лет на сцене в роли 16-летней инженю.
Ирина Скобцева в «Войне и мире»
Мне не хочется говорить дурно об актрисе, которая снимается в кино больше 60 лет, но я не такой представлял себе 22-летнюю Элен Курагину, прекрасную холодную статую. Как бы Скобцева ни скрывала свой возраст, ей нельзя дать меньше 30 лет.
Хотя я готов понять режиссера Бондарчука, когда вижу его Пьера с Элен в кадре, – превосходная пара, великолепная игра. И Бондарчук в свои 47 лет играет ее 25-летнего мужа так, что на его месте невозможно представить другого актера. С этой оговоркой я готов смириться со Скобцевой-Элен, учитывая, что с ролью она справилась превосходно.
Любовь Орлова в «Светлом пути»
И опять муж-режиссер делает все, чтобы актриса выглядела вдвое моложе. Местами – весьма успешно. В кадрах, где лицо Орловой закрыто платком и усердно замазано сажей, ей вполне можно дать возраст Тани Морозовой – 17 лет.
Категорически не идут Орловой тоненькие косички и тяжелые прически, с ними она смотрится на 35. А вот живая мимика, платочек, короткие кудряшки, энергичная, летящая походка в сцене с трудовым рекордом – несомненная удача. Здесь Орлова выглядит на 20-25 лет, учитывая, в каких тяжелых условиях тогда жили люди и как рано они старели. Черно-белая пленка тоже льстит зрелым актрисам.
В целом, все актрисы так или иначе справились со своей ролью, потому что актерская игра – это на 90% талант, и только на остальные 10% – внешность. Поэтому у меня порой нет сил смотреть на нынешних молодых куколок, которые играют в современных сериалах.
Я предпочитаю хорошую игру зрелой актрисы застывшей ботоксной гримасе на обколотых, раздувшихся губах.