Фильм Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», вышедший на экраны страны в 1974 году, имел рабочее название «Спагетти по-русски». В Италии он вышел в прокат с таким названием: «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».
Идея создания не совсем присущего Рязанову жанра эксцентричной комедии возникла у него, когда он посмотрел легендарную комедию «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Могу предположить, что у итальянских кинематографистов тоже сложилась аналогия с данным фильмом.
Долг перед Мосфильмом
Сценарий был написан в 1970 году, но идея не была одобрена Госкино и по политическим соображениям постановка кинокартины оказалась «заморожена».
Но по прошествии трех лет, из-за не погашенного итальянцами долга советскому кинематографу за картину Сергея Бондарчука «Ватерлоо» было принято решение некоего бартера – совместных съемок советско-итальянской комедии.
Таким образом, была реанимирована заявка Рязанова и Брагинского на съемки комедии о злоключениях итальянских кладоискателей.
Итальянские козни
Известные своей прижимистостью итальянцы экономили буквально на всем. По контракту, заключенному с фирмой «Дино де Лаурентис» в Россию приехали два итальянских сценариста и актерская группа. Актеры для фильма были подобраны итальянским продюсером по принципу наименьших затрат.
Так, компанию Андрею Миронову, Евгению Евстигнееву и Ольге Аросевой в съемках комедии с итальянской стороны составили актриса жанра «кино для взрослых», также снимавшаяся в журналах для мужчин, пародист и другие малоизвестные и низкооплачиваемые актеры.
При этом они оказались достаточно капризными: боялись сложных трюков, отказывались сниматься с живым львом, сетовали на напряженный съемочный график.
Хотя с нашей стороны им были обеспечены максимально комфортные условия. Что касается той части фильма, которая снималась в Италии… комедии о приключениях итальянцев могло бы и не случиться в нашем кинематографе.
Холодный прием Дино Де Лаурентиса, не проявившего никакой заинтересованности к съемкам фильма, размещение съемочной группы на окраине Рима в дешевой гостинице, ограничения возможностей снимать сцены так, как того требовал сюжет – все это подорвало эмоциональное состояние Эльдара Рязанова и он уже готов был разорвать контракт и вернуться в Москву.
Но спортивный азарт и умение не пасовать перед трудностями дали сценаристу и режиссеру довести дело до конца.
Не тот сценарий
Еще до начала съемок стали возникать разногласия относительно концепции фильма – итальянская сторона, ориентированная на массового зрителя, настаивала на обилии трюков, экшене, а Рязанов в своих фильмах всегда делал акцент на образах и раскрытии характеров своих героев.
Прочитав сценарий, продюсер сразу объявил, что в Италии на такой фильм никто не пойдет и что необходимо коммерческое, зрелищное кино для широкой и непритязательной публики.
Единственное, что он безоговорочно одобрил, это участие в съемках живого льва Кинга. Также, по настоянию Дино, в фильме появились такие такие атрибуты, как ГУМ, русские матрешки, гонки на жигулях.
Для Эльдара Рязанова, с его умением увидеть и показать все оттенки человеческой души, такой переворот его первоначальной идеи казался кощунственным кичем.
Но под давлением Госкино, Рязанову пришлось пойти на уступки и принять условия итальянской стороны, добавив в сценарий такие трюки, как посадка самолета на шоссе, среди движущегося транспорта, взрыв бензоколонки, погони, прыжки через разведенные мосты.
Создание этой, казалось бы, легкой комедии, дались режиссеру настолько тяжело, что Эльдар Рязанов больше не возвращался к такому представлению этого жанра.