Любою грузинское кино. Оно, как хорошее вино – утончённое и оставляет долгое «послевкусие» размышлений о вечных ценностях. Но многие киноманы не знакомы с творчеством режиссёров из Грузии советского периода и знают лишь самого известного – Георгия Данелию. А зря, потому это настоящие шедевры, незаслуженно забытые.
Я, бабушка, Илико и Илларион
Тенгиз Абуладзе в 1962 году экранизировал рассказ Нодара Думбадзе. На мой взгляд, получилось не просто повествование о жизни грузинского села, а пронзительная трагикомедия о чём-то неуловимом, уже затерявшемся во времени, но всё же существующем в мыслях близких.
А главное, как тонко режиссёр передал атмосферу национального колорита и сильного характера, не сломленного даже страшной войной.
Листопад
Отар Иоселиани дебютировал с этой лентой в формате полного экрана. Дебют оказался успешным, несмотря на то, что сюжет был очень рискованным для СССР. Искренне считаю, что лента актуальна и сейчас: так сложно добиться правды и места в обществе, если у тебя нет хорошего реноме, но ты умный и честный.
Юный актёр Резо Гиоргобаине так тонко передал терзания молодого Нико, что проникаешься с первых секунд. Я лично ценю эту ленту за прекрасную атмосферу страны республиканского периода, а ещё и возможность научиться домашнему виноделию.
Пастораль
Через десять лет Иоселиани снял ещё один свой шедевр. И вновь главные герои – обычные люди. Иоселиани вообще любит и ценит людей и в каждом видит что-то своё прекрасное. Так и в фильме – два разных мира, противоположные взгляды на жизнь, интриги.
Сюжет парадоксален: музыканты приехали в деревню играть Баха. Конфликт интересов налицо. Но узкий формат съёмок и монотонный дубляж всё это нивелируют и показывают истину: у каждого своя правда и каждый – профессионал.
Лурджа Магданы
Тандем двух режиссёров – Абуладзе и Чхеидзе – снял драму, получившую Золотую пальмовую ветвь в 1956 году.
В центре внимания дети и животное. Эта комбинация всегда обещает некую слезливость. Режиссёры ушли от стандартов и вложили сильный и современный социальный подтекст. Детки спасли ослика от смерти, но он оказался чужим. И начались суды, выиграть которые суждено не тому, кто прав, а тому, у кого деньги и связи.
Кукарача
Экранизация одноимённой повести Нодара Думбадзе. Для меня она очень грустная и очень весёлая одновременно. Мир находится на грани войны, но никто об этом знает, ибо действие разворачивается весной 1941 года.
Невозможно не полюбить главного героя – весёлого, умного и честного милиционера. Отличный урок для молодёжи, как заработать авторитет среди сверстников. Ни один грузинский фильм не обходится без любви, и в этом фильме сюжетная линия романтических взаимоотношений присутствует и тонко подготавливает зрителя к грядущей трагедии.
Голубые горы, или Неправдоподобная история
Ещё одна комедия, от которой становится грустно.
На мой взгляд, Шенгелая и актёры настолько достоверно передали все прелести бюрократии и муки маленького человека, что даже Гоголь бы позавидовал.
Древо желания
Этот фильм Абуладзе не прошёл советскую цензуру и был забракован. Всё из-за неприятной правды о предрассудках, глупости и мещанстве.
Часто пересматриваю эти ленты. А какие грузинские фильмы любите смотреть вы?