25 сентября 2020 года в25.09.2020 07:09 953 0 10 1

Почему я считаю «Пираты XX века» первым классическим боевиков в мире?

В этом году исполнилось 40 лет со дня выхода в прокат легендарного советского фильма «Пираты XX века». И кто бы, и что бы не говорил — это первый в истории мирового кинематографа классический боевик в том формате, в котором мы привыкли их видеть на большом экране. Да, вы не ослышались — это не первый советский боевик, а первый боевик такого формата вообще.

Интересно? Тогда продолжим!

Почему я считаю «Пираты XX века» первым классическим боевиков в мире?

Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссёр Борис Дуров, 1979 год

На основе реальных событий?

Хотя во многих источниках и указывается, что фильм основан на реальных событиях, на самом деле это не совсем так. На мой взгляд, если фильм основывается на реальной истории, то повествование происходит действительно очень близко к реальным событиям. Непосредственно такой истории, которая происходит в «Пиратах XX века», где пираты захватили судно с ценным грузом и взяли заложников, а члены команды сумели уничтожить пиратскую банду и освободить заложников — не было.

А вот, то что было реально — это пиратство. Источником бед выступал Тайвань, в водах которого с негласного разрешения и поощрения властей, находящихся под защитой США, производился грабеж международных торговых и грузовых судов. В течении 1950-х — 1970-х годов пострадали британские, панамские, польские, греческие суда, также было нападение и на советское грузовое судно.

Так, в 1954 году пираты захватили советский танкер «Туапсе», доставлявший в Китай с реактивное топливо. Членов экипажа взяли в заложники. Путем дипломатических переговоров через 13 месяцев удалось вернуть немногим более половины экипажа — 29 человек из 49.

Чтобы исключить дальнейшие нападения на советские суда ВМФ СССР провёл спецоперацию — замаскировал десантный корабль под торговое судно и через дипломатические каналы пустил дезинформацию о том, что оно перевозит крупную партию золота и опиума для советской фармацевтической промышленности. Пираты наживку заглотили и напали на корабль. Вместо золота и опиума советские морские пехотинцы раздали всем пиратам порции свинца и тротила, да так, что из нападающих не выжил никто. После этого пираты начали обходить советские суда стороной.

А вот то, что многие выдают за основу сценария «Пиратов XX века» — кровавую и жестокую историю нападения пиратов на итальянское судно, которое перевозило урановую руду, послужило лишь толчком для того, чтобы Станислав Говорухин заинтересовался данной темой и предложил Борису Дурову вместе проработать сценарий будущего фильма. К слову — это пиратское нападение произошло в конце 1970-х годов и никто из членов экипажа тогда не выжил, а 200 тонн урановой руды были безвозвратно утрачены.

Фактически, в сценарии получился собирательный сюжет на основе элементов разных, действительно имевших место, пиратских нападений.

Свободная демонстрация карате

А вот то, что фильм «Пираты XX века» стал первым в истории советского кинематографа, в котором демонстрируются приёмы карате (или "каратэ", как тогда писали) — действительно правда.

Почему я считаю «Пираты XX века» первым классическим боевиков в мире?

Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссёр Борис Дуров, 1979 год

Причем получилась удивительная история — фильм успели снять и выпустить на большой экран в период "оттепели" по отношению к этому виду спорта. То есть до 1978 года карате в СССР было под запретом, в 1978-1981 — полностью разрешено, в 1981-1984 — частично разрешено, а с мая 1984 года вновь оказалось под полным запретом, вплоть до уголовной ответственности за обучение. Да, причем в 1978 году даже успели создать Федерацию карате СССР, а в 1981 — провести первый чемпионат СССР по карате).

На удивление запрет карате в 1984 году никак не сказался на ограничении фильма в прокате.

Утверждение Ерёменко на главную роль

Почему я считаю «Пираты XX века» первым классическим боевиков в мире?

Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссёр Борис Дуров, 1979 год

Изначально Борис Дуров не увидел в Николае Ерёменко главного героя «Пиратов XX века», объяснив что представляет себе другой типаж героя.

«Обычно не меня выбирали, а я выбирал: с тех пор как снялся в «Красном и черном», на меня всегда был спрос. Мне очень хотелось сыграть в «Пиратах…», но режиссёр Дуров не уверен был, что «любимец дам» потянет роль героя крутого боевика. Уж больно стойкий был у меня тогда имидж «Жюльена Сореля». Разговариваем мы, вижу, не очень-то он ко мне расположен, читаю в его глазах сомнения. Я тогда подошел поближе к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль…»

«Все трюки на съемках я выполнял сам. А мне за это ни рубля не заплатили. А ведь я тогда чуть не погиб. Помните эпизод, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно, рядом с бортом, выныриваю и — о боже! — чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Не знаю уж, как удалось выбраться…»

Николай Ерёменко, из книги «Красавцы советского кино», Раззаков Федор // Эксмо, 2012 год

Создание нового формата кино

Вот мы и подобрались к самому интересному.

Этот фильм часто называют первым советским боевиком, но давайте на минуту задумаемся, действительно ли до «Пиратов XX века» были зарубежные фильмы в таком формате? Особенно если исключить вестерны, военные и шпионские фильмы, боевые искусства и фантастику?

Сможете назвать хоть один?

Хоть один фильм, события которого происходят в современном мире, где присутствуют зрелищные драки, захват заложников, перестрелки, взрывы и фактически один герой противостоит целой банде, а в итоге побеждает. Вышедший до 1980 года.

Подсказка: «Рэмбо» вышел в 1982 году, «Коммандос» — в 1985, «Крепкий орешек» — в 1988 году…

Да, я думаю, что классический боевик начался именно с «Пиратов XX века», с советского фильма, а масштабное развитие уже получил в Голливуде в 1980-х, 1990-х и 2000-х.

Можно сколько угодно рассуждать, как у них это получилось, с какими трудностями они столкнулись, что заимствовали, что придумывали, как отсекали всю сентиментальность и идеологию, оставляя чистое действие и динамику (сейчас говорят "экшен"). Наверно, можно целую книгу написать. Но главное — у них получилось, они это сделали!

Вполне вероятно, что можно привести множество аргументов как "за", так и "против" моего мнения, но я считаю именно так.

Если же брать все фильмы, которые формально подходят под название боевика, то первым советским боевиком его называть нельзя: «Белое солнце пустыни» (1969), «Неуловимые мстители» (1966), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).

Съемки в Крыму

Съемки фильма проходили в Крыму, в том числе на кадры попали: Тархункут, Карадага, м. Капчик, Голубая (Разбойничья) бухта, м. Хамелеон, Ялта, Большой Атлеш.

Спасение женщин с тонущего судна персонажем Ерёменко было снято в специально изготовленных декорациях в бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре.

Запрет после закрытого показа

На закрытом показе руководящим работникам ЦК ВЛКСМ фильм очень сильно раскритиковали, руководитель советского комсомола Борис Пастухов назвал картину «идеологически вредной» из-за обилия жестоких сцен и демонстрации вредной для советского человека идеологии. Фильм к прокату в кинотеатрах страны запретили.

Однако, неравнодушный сотрудник особого отдела Госфильмофонда решил отправить фильм на дачу к Леониду Брежневу, который после просмотра настолько проникся сюжетом и отвагой советских моряков, что рекомендовал немедленно выпустить картину на широкий экран.

Невероятный успех в прокате

В 1980 году фильм «Пираты XX века» вышел в прокат. Такого успеха не мог предвидеть никто. Фильм стал абсолютным лидером по количеству зрителей. Только в 1980 году его посмотрели почти 90 млн. человек, а к 1992 году совокупная зрительская аудитория, посмотревших фильм в кинотеатрах страны, составила более 250 млн. человек.

Продолжения не получилось

К сожалению — да, не получилось. Причем было несколько попыток:

1. В 1986 году вышел фильм «Тайны мадам Вонг», который задумывался Станиславом Говорухиным, как продолжение «Пиратов XX века», однако Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, которые должны были сыграть главных героев, после ознакомления со сценарием — отказались;

2. В начале 1990-х Станислав Говорухин и Николай Ерёменко решили вместе поработать над продолжением фильма, которое бы устроило и режиссёра, и главного актёра, но случившийся "развал" СССР сильнейшим образом ударил по отечественной киноиндустрии и их планам не суждено было сбыться.

Но с учетом того, что наиболее часто сиквел оказывается хуже оригинала, то может быть и к лучшему…

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые публикации автора

Retinsky — Кино | Retinsky