В яркой фильмографии Владимира Высоцкого, пожалуй, есть только одна невыразительная и не любимая им самим роль, это комбайнер-меломан Андрей Пчелка в картине Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха». Ранее на эту роль был утвержден Николай Губенко, но потом он от нее отказался.
Есть несколько версий того, как Высоцкий попал в этот фильм. По самой правдоподобной, за него замолвил словечко Левон Кочарян. Будучи близким другом артиста и зная о его серьезных материальных затруднениях, он хотел таким образом помочь ему получить работу.
Высоцкий тогда переживал не самые лучшие времена: он сменил несколько трупп, но ни в одной из них не задерживался подолгу, поскольку каждый раз его увольняли за нарушение трудовой дисциплины.
Кеосаян был достаточно наслышан о Высоцком, и потому перспектива снимать этого непростого актера в своем фильме его удручала. "Лева! умолял он Кочаряна, что плохого я тебе сделал! Это же камень на мою шею!" Но Кеосаян, видимо, принадлежал к тому типу людей, которые не умеют говорить "нет".
Зная с кем имеет дело, режиссёр предвидел разные малоприятные ситуации, связанные, увы, с известным пагубным пристрастием артиста, и они не замедлили возникнуть. Об одной хулиганской выходке знаменитого барда вспоминал А. Гзовский, работавший в фильме осветителем.
По его рассказу, инцидент произошел на пляже, располагавшемся поблизости от места съемок картины, на котором любили проводить свободное время участники съемочной группы.
Как-то раз там оказался Высоцкий и, будучи уже в подпитии, принялся петь под гитару. Это вызвало неодобрение у загоравшего неподалеку мужчины с большим животом.
Пузан строго отчитал артиста, а тот не преминул дерзко ответить. В процессе последовавшей словесной перепалки, незадачливый критик был огрет гитарой по животу.
Был скандал. Кеосаян в гневе хотел снять бузотера со съемок и выпроводить в Москву, однако отсмотрев пленку, увидел, что большая часть материала с ним уже отснята и выгонять его не было смысла.
Героя Высоцкого, сельского музыканта Пчелку, сделали белобрысым. Зачем понадобился этот нелепый блондин было непонятно никому, в том числе и самому Высоцкому. "В кино вообще так: придешь черным покрасят в белого, и наоборот!" вспоминал он о съемках и объяснил это тем, что "раз существуют гримеры, то им же тоже надо работать, вот они и красят".
Песни за Высоцкого были исполнены одним из участников хора Всесоюзного радиокомитета. А вот почему Высоцкого переозвучили и кто говорит его голосом, покрыто завесой тайны.
Есть предположение, что режиссёру не понравился хрипатый тембр, не вязавшийся по его мнению с образом разбитного комбайнера. Но скорее всего, из-за все тех же проблем с алкоголем, которые были у артиста. Приехав в Москву, Высоцкий вновь угодил в водоворот запойных посиделок.
Как вспоминал Кеосаян, когда приступили к озвучке, Высоцкого нигде не могли найти. "Володя вернулся в Москву и исчез", рассказывал режиссёр, его гитара открывала любые двери лучше любой отмычки". Он отмечал, что в Москве можно было отыскать любого актера, но только не Высоцкого. В результате, Кеосаян принял решение озвучить его другим актером.
Кто этот актер? Когда-то в «Комсомольской правде» писали, что это был сам Кеосаян. Этот же вариант поддерживает Википедия. Но это не так. Об этом, спустя годы, заявила вдова Эдмонда Кеосаяна. "Я не знаю, кто озвучивал роль вместо Володи, сказала она, но это совершенно точно не мой муж!"
Поэтому вопрос, кто же озвучил Высоцкого в «Стряпухе", так и остается загадкой. Возможно, это сделал тот безвестный хорист.