Действительно, если сейчас посмотреть на TOP-250 Кинопоиска и IMDb, то фильм «Побег из Шоушенка» занимает первую строчку рейтингов. И если признаться, то и вправду фильм настолько хорош и драматичен, что это место он занимает по праву.
«Побег из Шоушенка» — это экранизация произведения Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Как сам отмечал Стивен Кинг, основой для этой повести стали его впечатления от просмотренных фильмов и прочитанных в детстве книг про жизнь заключенных. Кроме того, это первый полнометражный фильм режиссёра Фрэнка Дарабонта, проявивший в этой работе свой особый талант, которым он еще блеснет в фильме «Зеленая миля».
Я смотрел этот фильм несколько раз — и каждый раз восхищался Энди Дюфрейном, который, несмотря на всю обрушившуюся на него несправедливость, не сдался и не потерял себя. Возможно, именно такие искренние и с доброй душой люди обладают самым волевым характером, который особенно проявляется именно в таких крайне тяжелых ситуациях, когда вроде бы и не за чем продолжать жизнь.
Энди Дюфрейн в исполнении Тима Роббинса с первых минут фильма импонирует зрителю — зрителю, который начинает за него искренне переживать. Вполне вероятно, что это основано на подсознательном страхе быть необоснованно обвиненном в тяжком преступлении и лишиться свободы на очень долгие годы.
Сюжет разворачивается в 1940-х годах, когда банкира Энди Дюфрейна отправляют в тюрьму за преступление, которого он не совершал — убийство жены и её любовника. В месте продолжительного пребывания строгого режима он подвергается преследованиям со стороны надзирателей, избиениям охранников и сексуальному насилию со стороны заключенных. История рассказывается от лица его первого и впоследствии лучшего друга — давнего заключенного Бойда «Реда» Реддинга, которого играет Морган Фриман. Со временем у Дюфрейна появляются и другие друзья.
Одной из самых запоминающихся сцен, характеризующих главного героя, является эпизод, где Энди запирается в кабинете надзирателя и проигрывает пластинку с оперой Моцарта «Женитьба Фигаро» по системе тюремных громкоговорителей. Он слушает музыку с открытыми глазами и видом чистого блаженства на лице.
В этот момент он свободен. Спокойствие, которое опускается над тюрьмой, длится недолго, но оно великолепно запечатлено на экране, когда заключенные внимательно слушают музыку, которую многие даже не понимают. И значение этого момента существенно, так как оно доказывает, что тюрьма — это не столько бетонные стены, сколько душевное состояние.
Вокруг противостояния характеров и интересов Энди Дюфрейна и начальника тюрьмы Сэмюэля Нортона развивается основная сюжетная линия, где последний проявляет свою истинную сущность и по всем параметрам является настоящим антигероем.
Кроме того, на протяжении всего фильма в сюжете есть хитроумная и быстротечная история, в которой мы настолько увлечены разворачивающейся драмой персонажей и игрой между разными заключенными, что забываем о том, что смотрим тюремный фильм.
Тем не менее, этот фильм все же остаётся драмой и даже предлагаемый зрителю некоторый хэппи-энд, на мой взгляд, не делает его более легким. И после просмотра еще долго остается тяжелое послевкусие.
Именно поэтому у меня никогда не возникает мысли его специально пересмотреть, но тем не менее, если при переключении каналов телевизора наткнусь на него, то предпочту его многим другим фильмам…