С замечательным фильмом «Максим Перепелица» связана история, о которой я хочу сегодня поговорить. Случай небывалый и шокирующий. Вскоре после выхода «Перепелицы» в прокат впервые в СССР был поднят вопрос о плагиате, то есть о краже интеллектуальной собственности. В 1955 году это было сенсацией. Дело получило резонанс и широкую огласку.
Сходство героев
Так уж получилось, что на двух студиях параллельно и независимо друг от друга снимались два фильма, схожие настолько, что простым совпадением это было не объяснить. В павильонах Ленфильма режиссёр А. Граник снимал чёрно-белый фильм «Максим Перепелица». Бюджет «Ивана Бровкина» на студии им. Горького был побольше, фильм вышел в цвете.
В обоих кинолентах одинакова главная сюжетная линия разгильдяй и баламут перевоспитывается благодаря жёсткой армейской дисциплине. И мудрому руководству отцов-командиров, разумеется. Даже актёры, исполняющие главные роли, схожи между собой, как братья. Сами сравните: в «Перепелице» Леонид Быков, в «Иване Бровкине» Леонид Харитонов.
Фильмы вышли на экран с разницей в несколько месяцев. После выхода «Ивана Бровкина» сценарист «Перепелицы» Иван Стаднюк всенародно, через статью в газете «Правда», обвинил коллегу Георгия Мдивани в плагиате. Потрясение полковника Стаднюка понять можно. Много шокирующих совпадений.
Но позволю себе заметить, всё же фильмы отличаются друг от друга. И не могут не отличаться. Тут тонкий вопрос о плагиате я оставил бы открытым, несмотря на то, что Мдивани принёс извинения Ивану Стаднюку, со слов самого полковника, но уже в приватной беседе.
Дело в том, что давление на Мдивани по партийной линии оказалось настолько сильным, что он предпочёл извиниться и замять дело, нежели доказывать свою правоту.
Недовольство начальников
Выход «Максима Перепелицы» на экран сопровождался не одним скандалом. После просмотра несколько воинских чинов подписали петицию с требованием снять фильм с проката. По их мнению, он пропагандирует панибратские отношения между начальником и подчинённым в армии, что совершенно недопустимо.
Опираясь на свой личный опыт, могу сказать: никакого панибратства в фильме нет. А сцена, где командир роты беседует с Максимом на лавочке после "губы", живо напомнила мне мои армейские будни. Такой же душевный был командир.
Никакого нарушения субординации я здесь не вижу. Только желание командира помочь юному охламону. Так же, наверное, подумали и здравомыслящие члены всевозможных комиссий. И создателей фильма не наказали.
В этом фильме зрители впервые смогли увидеть знаменитый автомат Калашникова АК-47. На вооружении в армии он был с 1949 года, но только теперь советские люди увидели это замечательное оружие.
Здесь же первый раз звучит марш «В путь», который до сих пор является одной из самых популярных и узнаваемых солдатских песен.
И всё же, на мой взгляд, они разные «Иван Бровкин» и «Максим Перепелица». И второстепенные сюжетные линии различны, и диалоги, и сами характеры главных героев.
Максим плут и сутяга, Иван добряк и немного «тюфяк». Сходство только в том, что обоих парней переделывает армия. Могу сказать с всей ответственностью, как бывший участник процесса, это правда!
Старые советские киноленты никогда не выпускались просто так. Они выполняли определённую социальную задачу. Но мы об этом не задумываемся. Мы просто смотрим кино. С удовольствием.