"По жёлтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое, в восточных халатах и тюбетейках" с этих слов начинался сценарий одного из самых любимых фильмов советских зрителей «Джентльмены удачи».
Мы с этой кинолентой почти ровесники: и ей, и мне скоро исполнится полвека, но я все так же люблю его, как любил его всю свою жизнь с самого детства.
В советское время не особо освещались история съёмочного процесса. Об этом в тогдашней прессе всегда писалось крайне скупо и кратко. Поэтому сейчас очень интересно узнавать разные занимательные факты и любопытные обстоятельства, которые происходили во время создания этих фильмов. Очень необычной была и судьба фильма.
Сегодня многие были бы чрезвычайно удивлены, если б узнали, что сценарий первоначально задумывался совсем иным, и актеры должны были сниматься другие. Началось все с сюжета, придуманного драматургом Валентином Ежовым о добродушном майоре милиции, перевоспитывающем уголовников.
Ежов показал свою идею режиссёру Георгию Данелии с предложением "довести до ума" и снять на ее основе фильм. Данелия согласился и в соавторстве с писательницей Викторией Токаревой был написан сценарий под названием «Рецидивист».
Роль милиционера-воспитателя предназначалась Евгению Леонову, а остальных жуликов должна была играть целая плеяда знаменитых комедийных артистов.
Роль фальшивомонетчика Миллиметра доставалась Ролану Быкову, профессионального альфонса и многоженца Юрию Никулину, мелкого вора-карманника по кличке Косой Савелию Крамарову, а в образе жулика Пижона, угоняющего машины и продающего их в Тбилиси, представал Андрей Миронов.
Но претенденты отказались все и сразу: у Миронова был слишком плотный съёмочный график, Никулин снимался в фильме «Старики-разбойники», а Ролан Быков в «Короне российской империи». В итоге из всего предполагаемого "криминального квартета" остался лишь Савелий Крамаров.
Кроме того, сам замысел, где бандитов перевоспитывает добрый милиционер, не понравилась крупным чинам из МВД, которым показывали сценарий для консультации.
"Если можно всяких жуликов воспитать добротой, то зачем тогда нужны карательные органы?" вопросили высокие милицейские начальники и Данелии с Токаревой пришлось полностью переписывать весь сценарий.
В итоге, исчезли Миллиметр, альфонс, Пижон и появились новые персонажи, а Евгений Леонов из майора милиции перевоплотился в милого и добродушного директора детского сада.
Если изначально роль главного героя писалась под Леонова, и он ограничился только фотопробами, то для новых героев пришлось устраивать серьезный кастинг.
На роль Хмыря было немало претендентов, в числе которых были Рудольф Рудин, Лев Дуров, Виктор Сергачев, но в итоге был утвержден Георгий Вицин с поправкой "поработать над гримом".
Даже с Савелием Крамаровым, который был утвержден в первом варианте, у худсовета возникли сомнения, и на его роль "Косого" пробовались другие артисты.
Одним из них был Михаил Кононов, и, как вспоминала Виктория Токарева, он был настолько натурален в образе, что своей реалистичностью перекрывал сюжет комедии, новогодней, доброй сказки, в которой все заканчивается хорошо.
Крамаров же, по словам Токаревой был "клоун-дурак". Но в результате, Крамарова всё-таки утвердили, с условием, что он "не выплеснется в одном эпизоде".
На роль Василия Алибабаевича кандидаты также подыскивались долго и трудно. Спартак Мишулин, приглашенный одним из первых, отказался сразу. Фрунзик Мкртчян, которого все с радостью ожидали, не смог приехать из-за юбилейных мероприятий, посвященных пятидесятилетию Армянской ССР. Все последующие претенденты на роль злосчастного бензозаправщика отвергались худсоветом один за другим, в том числе и Владимир Этуш.
В конце концов, комиссия предложила кандидатуру Илью Рутберга, но потом забраковала и его. Даже был найден какой-то актер из Ташкента, но пока его ожидали, он попал под следствие.
Время поджимало, начиналась зима, пора было снимать эпизоды с прорубью, и только тогда обратили внимание на Раднэра Муратова, которому прежде предлагали эпизодическую роль начальника тюрьмы и от которой он отказался потому, что видел себя именно в роли Василия Алибабаевича.
Киноначальство было возмущено дерзостью артиста, ему недвусмысленно дали понять, что сценарий писался специально под звездный состав, и малоизвестному актеру второго плана рассчитывать не на что.
И когда поиски зашли в тупик, обратили внимание на бывшего соискателя, и Василий Алибабаевич наконец-то был найден. Как вспоминал сам актер, сценарист Виктория Токарева полусерьезно-полушутя напутствовала его: "У нас комедия, поэтому играй серьезно, как у Швейцера во «Время, вперёд!"
Не зря говорится, "все, что ни происходит к лучшему" И сейчас уже сложно представить, что мог бы быть другой сюжет и другой актерский состав.
И как здорово, что фильм получился именно таким, каким его обожают на протяжении многих лет миллионы зрителей.