Картина «Неоконченная повесть» о красивой и трогательной истории любви участкового врача и парализованного кораблестроителя понравилась мне, как и миллионам советских зрителей. Но Элине Быстрицкой эта роль далась очень непросто, и только профессионализм и сила характера помогли актрисе сыграть так искренне и проникновенно, что никто и подумать не мог, чего ей это стоило.
Элину Быстрицкую утвердили на роль Елизаветы Муромцевой, и она была очень рада, соприкоснувшись с чрезвычайно близкой для нее темой: ведь она родилась в семье военного врача и сама закончила медицинскую школу с дипломом акушера. Профессию врача она боготворила, считая, что благородней и жертвенней её нет на земле. И поэтому, будучи сама медработником, актриса в роли доктора Муромцевой была естественна и органична, и ей не требовался консультант медик.
К сожалению, не обошлось без неприятных закулисных интриг. На собрании худсовета один из его членов очень нелестно высказался о Быстрицкой, отозвавшись о ней, как о ничем не проявившей себя, и требовал отдать роль его жене. К счастью, на защиту актрисы встали режиссёр фильма Фридрих Эрмлер и Эраст Гарин. Как вспоминала Быстрицкая, однажды на рассвете к ней явился Эраст Гарин с букетиком ландышей. Немного побыв, он ушел, а Быстрицкая, так и не поняв цели его раннего визита, придя утром на съемки, узнала о прошедшем накануне вечером злополучном худсовете. Оказалось, Эраст Гарин таким образом решил поддержать ее, поднять ей настроение.
После утверждения в «Неоконченной повести» Быстрицкую пригласили на пробы Виолы в фильме «Двенадцатая ночь», режиссёром которого был знаменитый Ян Фрид. Актриса успешно прошла пробы, но потом отказалась. Фрид недоумевал: променять Шекспира на какую-то «Неоконченную повесть»! Не устрашили её намеки режиссёра, что Эрмлеру могут запретить снимать картину из-за наветов недоброжелателей. Не соблазнило и то, что съемки «Двенадцатой ночи» должны были проходить в Крыму, и она ответила Фриду решительным "нет". Все-таки наводит на размышления, что Элина Аврамовна заранее знала, что сниматься у Фрида не будет, и пошла на эти пробы только ради спортивного интереса и для самоутверждения.
Главным преодолением на съемках для Элины Быстрицкой были ее напряженные отношения с Сергеем Бондарчуком. Их начало было положено еще несколько лет назад, когда они вместе снимались в фильме «Тарас Шевченко». Бондарчук тогда сказал ей нечто обидное и даже толкнул. На съемках «Неоконченной повести» он вновь наговорил грубостей, былые обиды разгорелись с новой силой, и Быстрицкая, расплакавшись, заявила Эрдману, что не будет сниматься с Бондарчуком.
Эрдман пошел ей навстречу и сказал, что будет снимать их диалоги крупным планом, по-отдельности, а потом монтировать. Но все-таки были общие сцены, где она со своим обидчиком должна была находиться вместе, и Быстрицкой, как она говорила, пришлось "переступить через обиды и прочие эмоции". И ей это удалось!
Насколько дорога была эта картина для Элины Быстрицкой, можно судить, например, по тому факту, что когда она, придя на пробы роли Джеммы в фильме «Овод», отказалась от репетиций, только потому, что вместо Олега Стриженова, так же пробовавшегося в «Оводе», увидела другого актера "миловидного блондина с веснушками", который ее знать не знал и ничего плохого не сделал, а просто ей не понравился! А ради «Неоконченной повести» она готова была страдать и мучиться, снимаясь с партнером, с которым находилась в глубоких контрах и едва переносила.