Отечественный кинематограф периода конца 80-х начала 90-х очень интересное явление. С одной стороны, перестройка, море социальных фильмов о том, как нельзя жить по-старому и как надо жить по-новому. Свобода слова, гласность, деньги, секс, запрещенные доселе ритмы зарубежной эстрады всё это находило живейший отклик в фильмах того времени.
С другой совершенно неожиданный приключенческий фильм из эпохи дворцовых переворотов XVIII века, политический заговор, какие-то юные мальчики со шпагами, романтика и честь. Я говорю о четырехсерийном фильме «Гардемарины, вперед», снятом режиссером Светланой Дружининой в 1988 году.
Сразу скажу, что я люблю этот фильм. Начиная с атмосферы нежной дружбы и любви, которую удалось создать режиссеру, и заканчивая шикарной музыкой Виктора Лебедева, которая придает фильму особый шарм и трогательность. Русскость.
В отличие от «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевича, песни из которых можно петь на любом языке и на любом они будут звучать актуально, песни из «Гардемаринов» апеллируют к русской душе, к русской тоске, к тому, что так близко нашему человеку и чего так отчаянно не понимают на Западе.
Но я отвлекся. Вообще, здесь мне хотелось порассуждать об актерском составе этого фильма. Известно, что актеры, сыгравшие главные роли, были не единственными, кто на них претендовал. Как бы сложилась судьба картины, если бы гардемаринов играли вовсе не привычные нам Дмитрий Харатьян, Сергей Жигунов и Владимир Шевельков? Попробуем представить.
На роль Алёши Корсака изначально предполагался Юрий Мороз. Откровенно говоря, они с Харатьяном даже чем-то похожи: открытое лицо, обаятельная улыбка, лучистые глаза, решительность и задор. Но Юрий не смог сниматься в фильме, потому что в то время заканчивал ВГИК и снимал свою дипломную режиссерскую работу.
Мне кажется, Корсак в его исполнении вышел бы не менее романтичным и пылким, но, может быть, более «заземленным», чем он вышел у Дмитрия. Его кандидатуру, кстати, предложил Светлане Сергеевне ее муж, оператор фильма Анатолий Мукасей до этого он снимал русско-мексиканскую картину «Надежда», и там увидел этого талантливого молодого актера.
Роль Никиты Оленева была уготовлена сыну Дружининой Михаилу Мукасею. Он был не против сниматься, но в ходе съемок серьёзно заболел, и пришлось искать того, кто мог бы его заменить.
Этим человеком и стал Владимир Шевельков. Но он относился к своей работе без энтузиазма, чувствуя, что не его хотела видеть режиссер в этой роли.
Кроме того, ему не нравился сам персонаж, не имевший особой сюжетной линии и терявшийся на фоне остальных главных героев. В результате, отснявшись, Шевельков забастовал и больше не захотел участвовать в дальнейшей истории гардемаринов.
Честно сказать, Мукасей на фотопробах выглядит очень убедительым князем, и, вероятно, он смог бы сняться и в последующих частях фильма, чтобы не возникало противоречий между Никитой крепким блондином в первой части и хрупким брюнетом в "Виват, гардемарины", которого сыграл юный Михаил Мамаев.
Александра Белова предлагали играть Олегу Меньшикову. Здесь не получилось сразу актер отказался от этой возможности, и роль сыграл Сергей Жигунов, которого, по иронии судьбы, незадолго до этого отчислили из Щукинского училища за незачёт по фехтованию.
Надо сказать, что типаж у них один и тот же, с той лишь разницей, что Жигунов спокойнее, а Меньшиков зажёг бы Белова своей неповторимой искоркой в глазах. Но, несмотря на отказ участвовать в съемках, Олег подарил Белову свой голос, а значит, половину своего обаяния.
Если рассуждать о трех главных героях как о едином целом что в изначальной, что в итоговой версии они были подобраны замечательно. Попробуйте заменить одно звено из цепочки Харатьян-Жигунов-Шевельков получится совсем другой фильм. Они хорошо смотрятся вместе, несмотря на разницу в характерах их персонажей.
Они близки по росту, по русой "масти", являя собой истинно среднерусский типаж. Но если взять цепочку Мороз-Мукасей-Меньшиков, то она тоже несомненно великолепна: это три брюнета, каждый из которых также способен блестяще выступить в своей роли, если бы она ему досталась.