Он как будто родился с талантом смешить людей. Большинство ролей Юрия Никулина комедийные, но артист прекрасно справлялся и с глубокими драматическими образами. Даже из самой маленькой, эпизодической роли он мог создать настоящий актерский шедевр. О некоторых работах Юрия Владимировича известно совсем мало.
Кузьма Кузьмич Иорданов, «Когда деревья были большими»
1961 год был насыщенным для актера. В этом году вышли знаменитые "Самогонщики". Параллельно Никулин снимался в картине Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими". Это была первая драматическая роль великого комика.
Режиссер разглядел в грустном клоуне Кузьму Кузьмича Иорданова – главного героя своего фильма. Лев Александрович попросил артиста быть в кадре самим собой и ничего не играть. Никулин стал 50-летним бездельником, живущим за счет случайных заработков.
Фильм изменил отношение кинематографистов к актеру. Юрий Владимирович в образе своего персонажа с тоскливыми глазами мастерски показал, как в безответственном человеке может проснуться совесть.
Петя-Петушок, «Большой фитиль» (новелла «Влип» ;)
Многие герои Никулина очень похожи. Как бы ни поступали бродяги, пьяницы и тунеядцы, в исполнении артиста, их усилия всегда заканчиваются неудачно.
Яркий пример – Петя-Петушок из фильма "Большой фитиль", вышедшего на экраны в 1963 году. Печальный вор-домушник залез в квартиру, но не смог выбраться и превратился в заложника. А все потому, что строители оставили много недоделок.
Образ, созданный актером, противоречив и загадочен. Никулин заставляет зрителя думать, грустить и волноваться из-за своего непутевого героя.
Патрикей, «Андрей Рублёв»
Роль монаха, в фильме Андрея Тарковского, стала знаковой для Юрия Владимировича, хотя имя артиста даже не значилось в титрах. Эпизоды с Никулиным снимали четыре дня.
Особенно тяжело далась актеру сцена пытки Патрикея. Для более реалистичного воспроизведения ожогов и язв, кожу пришлось покрыть специальным прозрачным, быстро застывающим составом. Чтобы имитировать кровь, застывшую пленку прорывали и заливали в отверстия специальный раствор. Зрелище для непосвященных было ужасающим.
Василий Николаевич Лопатин, «Двадцать дней без войны»
Это было гениальное назначение на роль: Лопатин – Юрий Никулин. Он сыграл кроткого, честного героя со светлой душой и даром благодатной любви.
Пронизанный добротой образ Лопатина, в фильме Алексея Германа, овеян теплой печалью.
Военный журналист получает двадцать дней отдыха от кромешного ада войны. Персонаж Никулина помогает зрителю понять, что такое настоящая человечность. Как и жизнь самого артиста – чудесный пример победы сердечного тепла над бездушной черствостью.
Николай Николаевич Бессольцев, «Чучело»
В картине артист сыграл беспомощного дедушку, у которого внучка терпела издевательства от одноклассников. Режиссер Ролан Быков долго подбирал актеров на роли главных героев.
На съемках Юрий Владимирович источал позитив и бесконечную доброту, общаться с ним хотели все, независимо от возраста. Когда на съемочной площадке возникала сложная ситуация, дедушка Юра разряжал ее шуткой.
Юная Кристина Орбакайте и Юрий Никулин, составили прекрасный актерский тандем, а фильм «Чучело» покорил зрительскую аудиторию.