Кинодрама Павла Любимова «Школьный вальс», снятая в 1977 году, едва появившись на советских экранах вызвала широчайший резонанс и бурную, неоднозначную реакцию публики.
Ещё бы! Ведь в фильме впервые была затронута такая жёстко табуированная в СССР тема, как подростковая беременность. "Разве это можно показывать детям?", гневно вопрошали поборники нравственности всех мастей: от учителей школ до кинематографических чиновников.
Я сам, будучи советским школьником, могу подтвердить, что "Зоси" и "Гоши" существовали, и это было не таким уж редким явлением. Но в Стране Советов говорить об этом, а тем более снимать кино, считалось неприличным.
Вспоминая то время, мне до сих пор кажется непостижимым, как Павлу Любимову удалось снять, а потом отстоять от разгневанной общественности фильм с таким "скользким" сюжетом.
Борьба за фильм началась уже с момента идеи его создания. Драматурга Анну Родионову уговаривали изменить сценарий: главная героиня не должна была быть школьницей.
Но Любимов был непреклонен. В своих картинах он всегда показывал жизнь такой, какой она была на самом деле, без прикрас, говорил о темах, которые было принято замалчивать, и он не мог отступить от своих принципов.
Кроме того, начались проблемы с актерами. В роли отца Зоси Любимов однозначно видел только Юрия Соломина, но тому, хоть и понравились и роль, и тема, долго не мог решиться принять предложение режиссера, его одолевали сомнения, разрешат ли фильм к показу.
Немало пришлось претерпеть и исполнительнице главной роли. Двадцатилетняя Елена Цыплакова была студенткой ГИТИСа. Его руководство под угрозой отчисления запрещало своим учащимся сниматься в кино, поэтому Цыплакова, по ее выражению, "снималась втихаря".
Хотя, на мой взгляд, как можно было такое скрыть: ведь на период съёмок, она отсутствовала на занятиях, да и вообще слишком много людей знало о том, что снимается фильм, и кто-нибудь наверняка мог проболтаться.
В итоге, тайна раскрылась, и Елене Цыплаковой пришлось покинуть стены ГИТИСа. Но долго огорчаться ей не пришлось: о ее беде узнала знаменитая Татьяна Лиознова, и молодой актрисе открылись двери нового учебного заведения ВГИКа, куда она была принята сразу на третий курс.
Весь период съёмок режиссера третировали жёстким контролем многочисленные чиновники от кино. Особенно много корректив возникло к моменту завершения фильма.
Начальников из Госкино не устроил финал, который по их мнению был недостаточно оптимистичен и в котором по замыслу Любимова, главные герои расставались навсегда.
Финал было велено переозвучить, и он получился открытым, дающим возможность каждому зрителю додумать свое собственное развитие событий. Вот тут я, пожалуй, соглашусь с киночиновниками.
Когда фильм был закончен, его премьерный показ состоялся на Всероссийском съезде учителей. Как и следовало ожидать, советские сеятели разумного, доброго, вечного приняли картину в штыки.
"Чему будет учить этот фильм? возмущалось педагогическое сообщество, тому, что теперь все десятиклассницы захотят рожать?" И лента почти на два года, была запрещена к показу. Все это время режиссер всеми силами боролся за право выхода своего фильма на экраны.
Он обивал пороги различных инстанций, ездил по всему Союзу и показывал ленту учителям. Сценарист Анна Родионова тоже искала пути разрешения проблемы, и однажды поведала о ней своему знакомому, драматургу Александру Хмелику. Он посоветовал ей написать письмо о затруднениях с фильмом Суслову крайне влиятельному в те времена гос. деятелю.
"Даже если Суслов никогда не прочтет твоего письма, уверял ее Хмелик, все будут говорить: "С ней осторожней она чуть что, пишет Суслову!" Анна посмеялась, но идея ей понравилась, и письмо главному партийному идеологу страны, безо всякой надежды на успех, было ею написано и отправлено.
Неизвестно, прочёл ли его Суслов, но через некоторое время в квартире Анны раздался телефонный звонок, в котором ей очень коротко сообщили, что "с фильмом все в порядке".
Фильм был разрешен к показу но тем не менее с ним было не "все в порядке". Ему была присвоена самая низкая прокатная категория, что означало малое количество копий и показ в окраинных, заштатных кинотеатрах. Напоследок, пресса назвала ленту "худшим фильмом года".
Но зрители вынесли свою собственную оценку: в год выхода «Школьного вальса», его посмотрели около двадцати миллионов человек, а в кинотеатрах царили аншлаги.
Но хоть фильм и полюбился многочисленной зрительской аудитории, режиссеру продолжительное время приходилось выслушивать упрёки в безнравственности, особенно от учителей. Но жизнь расставила свои точки над "i", определив, кто был прав.
Здравомыслящие преподаватели оценили фильм и разбирали его с учениками на уроках по этике и психологии семейной жизни. А главное, картина очень повлияла на жизнь многих людей.
Как говорила Елена Цыплакова, после "Школьного вальса" огромное количество женщин не сделали аборты, и ей известно об этом по тому количеству звонков и писем, которые к ней поступали от благодарных зрительниц, даже спустя двадцать лет после появления фильма.
Создавать произведения, меняющие судьбы людей к лучшему это ли не есть высшая цель художника, его сверхзадача? И, как показала жизнь, Павел Любимов справился с ней блестяще.