Для меня наша киноверсия рассказов о Шерлоке Холмсе – настоящая классика детективного жанра. И сейчас, пересматривая серии этого легендарного сериала заново, я каждый раз ловлю себя на мысли, что не вижу никого другого в роли Шерлока, кроме Василия Ливанова.
Этот великий актёр настолько вписался в образ лондонского частного сыщика, что кажется, будто писатель придумывал персонаж, глядя на его портрет.
Удивительно и то, что на иллюстрации к одному из изданий от 1903 года, изображён Шерлок, как две капли воды похожий на нашего Ливанова: такой же высокий лоб и проницательный взгляд.
А ведь Ливанов мог и не получить эту роль. Оказывается, его кандидатуру долго не утверждали, а в пробах принимали участие и другие актеры.
Например, Олег Янковский вполне мог сыграть роль Холмса. И он способен был вписаться в этот образ, и костюмы того времени ему шли. Но тогда бы мы никогда не увидели его в роли злодея, преследующего род Баскервилей. А без Янковского эти серии лично для меня потеряли бы весь свой шарм и таинственность.
Пробовался на роль и Сергей Юрский. И, кстати, в 1974 году он принимал участие в телевизионном спектакле «Ещё раз о Шерлоке Холмсе». Однако именно его я в этой роли не вижу, слишком сбивчивая, быстрая речь, своеобразная манера говорить, которая явно контрастировала бы с умеющим рационально мыслить и быть удивительно спокойным и молчаливым при любых обстоятельствах Шерлоком.
Потом, в Юрском нет той душевности и теплоты, которую сумел передать Ливанов на экране. В исполнении Василия сыщик смог сохранить свою гениальность, холодный рассудок, но при этом он не выглядел эгоистичным и не страдал самолюбованием, присущим игре Юрского.
Но проблемы были не только с ролью Шерлока. Виталий Соломин также мог не сыграть Ватсона – талантливого доктора и верного спутника лондонского сыщика, а ведь он идеально подошёл для этой роли.
О нём совершенно случайно вспомнили, когда все другие претенденты уже прошли пробы, и Соломин даже не принимал в них участия, если верить смете с гонораром артистов, проходивших пробы.
Поэтому нам всем очень повезло, что кто-то тогда из съёмочной группы назвал имя этого гения кино. Изначально в роли Ватсона планировалось снимать Калягина, Куравлёва, Богатырёва или даже Басилашвили, который хорош для «Служебного романа», но не для экранизации рассказов Конан Дойля. Как-то не вписывается он в образ стопроцентного англичанина.
Калягин и Куравлёв вообще лучше смотрятся в комедиях, там они незаменимы, а ведь в образе Ватсона должна быть только небольшая частичка юмора, а в остальном это задумчивый, глубокий человек, стремящийся быть под стать своему великому другу.
Что касается Богатырёва, то я пытаюсь мысленно «надеть» на него роль Ватсона, но фантазии не хватает почему-то, не тот типаж.
С второстепенными ролями миссис Хадсон и инспектора Лестрейда проще. На них пробовались актёры с соответствующими внешними данными.
Конечно, Ханаева или Добржанская неплохо сыграли бы строгих английских дамочек, но Рина Зелёная смогла сделать образ миссис Хадсон душевным, спокойным и при этом снабдить его приличной долей юмора.
Борислав Брондуков, исполнивший комичную роль инспектора, смог воплотить на экране настоящего лондонского полицейского того времени. А вот Ширвиндт и Дуров вроде и по типажу подходили бы, но есть в них что-то «не английское».
Брондуков же схватывал всё налету во время съёмок. Его нелепые гетры и кепка – неотъемлемая часть образа, без которой инспектора не получилось бы.
Кстати, англичане признали состав нашего отечественного сериала самым лучшим. Они даже выразили благодарность актёрам за то, что те «вернули им национальных героев».
Так что, своей небывалой популярностью шедевр Игоря Масленникова обязан именно правильно подобранным талантливым артистам.