Искатель Чаплин
Представьте, как человек ест мороженое на балконе. И вот, в какой-то момент, мороженое тает и оказывается в его брюках.
Неловкая ситуация. Зритель в какой-то степени сопереживает за героя, а его смущение и попытки сохранить внешнее достоинство, делают сцену забавной. Но вот мороженое стекает с брюк и капает на балкон ниже, на котором находится женщина. И вот тут уже начинается самое интересное.
Допустим, эта женщина простая прачка, которая развешивает бельё или женщина, которая кормит маленького ребёнка. И вот мороженое капает ей на шею. Смешно? Не очень. Скорее даже, зритель посочувствует женщине.
Но вот допустим, на балконе ниже богатая, неприятная дамочка и холодное мороженое оказывается у неё на спине, от чего она смешно выпучивает глаза. И вот уже сразу становится смешнее. И именно так и было сделано в фильме Чарли Чаплина «Искатель приключений» 1917 года (сцена на балконе с 21:10).
Задание Эйзенштейна
Этому методу обучал и Сергей Эзейнштейн, преподавая во ВГИКе. Он предлагал своим студентам задание, которое заключалось в том, чтобы из одной и той же ситуации сделать мелодраму, трагедию, а потом и комедию.
И можете сами попробовать. В качестве примера возьмём ситуацию, когда мужчина возвращается домой после долгой разлуки, где узнает, что у его жены ребёнок не от него. Как же сделать из этого и мелодраму и комедию?
Попробуем начать с комедии:
Мужчина идёт по деревне. Возле дома встречает своего соседа. Они здороваются, перекидываются парой слов, мужчина предлагает соседу зайти вечером в гости и отметить встречу, потом идёт дальше. Заходит домой. Видит, как жена укачивает ребёнка. Увидев мужа, она бросается в объятья. Они обнимаются.
Потом вместе подходят к люльке и радостный мужчина заглядывает внутрь. А там довольный карапуз с рыжей шевелюрой, как у соседа. Конец. Но можно добавить ещё пару кадров, как мужчина выбегает на улицу и бежит в сторону соседа.
Ну вроде нормально. Как же сделать так, чтобы чтобы в такой же ситуации было не смешно.
Теперь с оттенком драмы:
Мужчина заходит в дом. С порога видит жену и ребёнка. Она смотрит на него. Он на неё. Мужчина всё понимает без слов, берёт уже снятый вещмешок, закидывает его на плечо, разворачивается и выходит из дома и быстрым шагом уходит по дороге, даже не оборачиваясь. Зритель понимает, что он не вернётся.
Ну а с трагедией всё то же самое. Вариантов сколько угодно.