Вот уже девять лет, как от нас ушла Народная артистка Людмила Гурченко, известная множеством фактурных образов: от Леночки Крыловой до разлучницы Раисы Захаровны. Однако самой яркой и удивительной картиной с участием блистательной примы я бы назвал именно «Любимую женщину механика Гаврилова».
Примечательно и то, что идея для сценария появилась благодаря простой жизненной ситуации: невеста суетилась около заведения ЗАГСа и переживала из-за опоздания любимого. Пётр Тодоровский так вдохновился этой сценой, что она легла в основу фильма. Сценарий для картины был тут же написан Сергеем Бодровым, который даже снялся в небольшом эпизоде. Он исполнит роль матроса на судне, которого встретит Рита, осуществляя поиски своего возлюбленного Гаврилова. Оператором картины выступил Евгений Гуслинский.
Роли будущих супругов в фильме исполнили: неподражаемая Людмила Гурченко и темпераментный Сергей Шакуров. События ленты также стартуют возле ЗАГСа, где Рита Соловьёва, которую играет Людмила Гурченко, ожидает жениха. Рита – разведенная женщина 38 лет, имеет взрослую двенадцатилетнюю дочь Татьяну, просто мечтает снова выйти замуж и обрести своё женское счастье. Осознав, что Гаврилов не явился, женщина отправляется на его поиски.
Картина охватывает день из жизни влюбленной женщины, настроение в ней скачет от полного отчаяния до надежды, и в этом главное достоинство картины: вроде бы обычная история пропущена через призму лирики и драматизма, режиссёр грамотно расставляет акценты и задаёт определённый тон каждому моменту.
Зарождение романтических отношений между главными героями остается за кадром. Хотя это даёт лишний повод разыграться моей фантазии, представляя, как они встретились и познакомились, что сказали друг другу на первом свидании, и как между ними возникла та самая искра и романтические взаимоотношения. При этом, никаких сомнений у меня не вызывает факт того, что главные герои просто созданы друг для друга и являются половинками одного целого.
Конец фильма порадует отыскавшимся Гавриловым, который по случайному стечению обстоятельств оказался в местном отделении милиции. Из-за того, что он вступился за незнакомую женщину, устроив драку на улице, и спас её от двух навязчивых кавалеров. Механик Лев Гаврилов очень красивый и статный мужчина, и к тому же намного больше подходит Рите, чем фиктивный жених в кафе.
Примечательно, что Сергей Шакуров, исполнивший роль Гаврилова, дал согласие на съёмки, даже не ознакомившись со сценарием. Когда же он узнал, что у него нет ни единой реплики, а его герой появляется почти под финал, то был обескуражен, очень возмущён и разгневан. Однако Тодоровский после долгих переговоров всё же сумел убедить актёра согласиться на исполнение механика Гаврилова.
Короткая роль подтолкнула Шакурова вложить в единственное появление всё мастерство и душу, раскрыть Гаврилова без слов, лишь мимикой и жестами. Именно благодаря такой самоотдаче каждого актёра, их страстного желания вжиться в образы и получилась неустаревающая классика.
В этой ленте Людмила Гурченко, на мой взгляд, выходит за рамки присущих ей ролей: здесь лучше ощущается надрыв, в Рите больше ранимости и проникновенности. Такое попадание в образ не случайно, ведь Сергей Бодров писал сценарий именно с прицелом на актрису.
Впрочем, именно видение героини и стало камнем преткновения во время съёмок. Тодоровский и Гурченко постоянно срывались на конфликт и спорили, потому что совершено по-разному видели поведение и даже стиль одежды героини. А ведь она просто старалась сыграть роль по своему усмотрению, опираясь на свою профессиональную интуицию.
Спор возникал не только в плане линии поведения главной героини и выражения ею своих эмоций, но даже касательно внешнего вида Риты. Одежда, которую подобрали для исполнения роли, абсолютно не нравилась Людмиле Гурченко. Несмотря на все разногласия, роль Риты исполнена очень талантливо и с настоящим блеском. Хотя именно эта картина принесла женщине титул «очень сложной актрисы».
Однако, несмотря на производственные трудности, в 1981 фильм вышел в прокат и покорил сердца людей. Картина актуальна и для нынешнего зрителя, уставшего от вездесущих спецэффектов и бездумного кино-аттракциона, ведь акцент сделан на обычных людях и понятной для простого человека драме. Особенно ценны антураж и атмосфера фильма, потому что это целая эпоха, срез жизни обычных советских людей: воздушные французские платья и вычурные украшения и причёски, старые автомобили и улочки Одессы восьмидесятых.
Несмотря на то, что картина заканчивается на благоприятной ноте, грустный осадок у меня на душе всё равно остаётся, ведь на кону стояло совместное будущее главных героев. К тому же прекрасно сыгранный драматизм главной героини Риты заставляет меня серьезно задуматься обо всём происходящем и сердечно сопереживать ей. Рита просто не представляет жизнь без настоящего мужчины рядом с собой.
Фильм очень трогательный и чувственный, я с большим удовольствием советую для просмотра его своим друзьям и знакомым, и сам пересмотрю его ещё не один раз. Тем, кто не смотрел, однозначно стоит восполнить пробел. Картину можно пересматривать десяток раз, но даже спустя множество просмотров в ней не почувствуется фальшь. Будут только люди и их непридуманные судьбы.
За глубину раскрытия темы и технически отличное исполнение, соответствующее высшему уровню мирового кинематографа, фильм удостоен премии «Золотой орёл», а Людмила Гурченко получила приз за лучшую женскую роль. Награждение проводилось в Маниле в 1982 году.