«Кубанские казаки»: запрещенные, но народные
Искренняя история настоящей любви, наполненная трогательной музыкой, обаятельные актёры и талантливая постановка, и как следствие всего этого — заслуженная любовь и популярность среди зрителей. И вот это всё вдруг оказалось под цензурой. Давайте попробуем разобраться, как и почему это произошло.
Сейчас уже не так много тех, кто смотрел сам фильм «Кубанские казаки», но песни из этого фильма, точно знакомы многим людям. Но и не все знают, что знаменитая «Ой цветёт калина», которая многими ошибочно считается народной, на самом деле написана композитором Исааком Дунаевским вместе с поэтом Владимиром Вольпиным. Надо ли после этого говорить, насколько этот фильм можно считать народным.
Каким ты был…
Премьера фильма состоялась 26 феврали 1950 года. А значит фильм можно поздравить с 70-летием. Зрители его приняли очень хорошо. Как и критики. Говорят, название ему дал сам Сталин, а исчез с экранов он с легкой руки Никиты Сергеевича Хрущёва. Казаков запретили за излишний позитив.
Во времена Брежнева картину отредактировали — убрали из него Сталина, немного отреставрировали, местами переозвучили и вернули на экраны. И сейчас мы можем наблюдать везде именно такую версию, без культа личности. Оригинал до нас так и не дошел и скорее всего канул в неизвестность. Но вернёмся к Хрущёву…
Об этом и хотелось бы поговорить немного подробнее, тут точно есть о чём поспорить. Ведь фильм обвинили в том, что он сильно приукрашивал советскую действительность. И Хрущёв, в общем-то, был прав… С одной стороны, конечно, в фильме приукрашено всё, но это вроде никто и не отрицал. Как и не отрицали то, что это просто мюзикл.
И изначально он даже имел название «Весёлая ярмарка». И так бы мюзикл и назывался, если бы не Сталин. Так что, не достоверным, а весёлым его, в первую очередь делали, так что и выглядит этот фильм как и должна выглядеть музыкальная комедия, а не как действительность. И с таким же успехом обвинить в некоторой условности и недостоверности можно любую такую комедию. Но можно ли обвинять мюзикл в том, что он приукрашивает действительность?
Другое дело, если бы создатели фильма преподносили бы "казаков", как "самый достоверный фильм про сельское хозяйство" или "снятый по секретным документам животноводов". Но ведь этого не было. Ну и конечно зрители прекрасно понимали всё. Понимали, что это не совсем действительность, а всего лишь красивое кино. Которое и смотрели, чтобы немного отдохнуть, в не самое легкое, послевоенное время. Смотрели и возможно видели в фильме будущее, о котором мечтали и в которое верили.