10 декабря 2020 года в10.12.2020 02:24 1007 0 10 1

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

А если учитывать то, что фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо» был снят в 1970 году, то в сопоставимых цифрах 2020 года убыток составил более $150 млн, что соответствует бюджетам современных крупнейших блокбастеров. Но на самом деле — это не главное. Гораздо интереснее то, кто и зачем выделил такой бюджет, каким получился фильм и почему он не нашёл своего зрителя.

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Ватерлоо», режиссёр Сергей Бондарчук, 1970 год

Международный проект

Фильм «Ватерлоо» от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса, созданный совместно с киностудией «Мосфильм», является историческим воссозданием легендарной битвы 18 июня 1815 года между французскими войсками Наполеона Бонапарта и британских войск герцога Веллингтона. Незадолго до этого армия Наполеона одерживает важную победу над пруссаками, он заставляет их отступить, изолируя вооруженные силы Веллингтона. Уверенный в победе, корсиканец направляется к Ватерлоо, где должно произойти важнейшее сражение между англичанами и французами. В итоге, эта баталия по сути, положила конец военной кампании Наполеона.

Дино Де Лаурентис был очень амбициозным человеком – но не наивным и не расточительным. Оценив благодаря четырём сериям «Войны и мира» редкостный талант Сергея Бондарчука, за который последний был отмечен премией «Оскар» в 1969 году, он вышел на режиссёра с идеей осуществить новую постановку по этой же теме. Однако именитый итальянский продюсер не рискнул в одиночку вкладывать астрономические средства в проект и заключил договор с крупной голливудской кинокомпанией о совместном финансировании. Кроме этого он договорился, что треть производственных затрат возьмет на себя киностудия «Мосфильм», на которую также возложили задачи по привлечению грандиозной массовки из числа военнослужащих Советской армии — порядка 15000 пехотинцев и 2000 кавалеристов.

Опыт Бондарчука при работе над сценами сражений в фильме «Война и мир» сделал его, возможно, единственным режиссёром, способным воплотить в жизнь фильм масштаба «Ватерлоо», где батальные сцены были самыми масштабными и, возможно, величайшими из когда-либо запечатленных кинокамерой.

Визуальный шедевр

Первая часть фильма полностью посвящена Наполеону, его первоначальному изгнанию и возвращению к власти во Франции, в то время как вторая служит авансценой для подготовки к сражению, а последняя — представляет собой потрясающее воссоздание самой битвы.

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Ватерлоо», режиссёр Сергей Бондарчук, 1970 год

Битва при Ватерлоо реконструирована по часам, если не по минутам, во всём её размахе и драматизме. При этом противоборство умов (косвенное сопоставление штабов армий посредством классического перекрёстного монтажа проведено тонко и умно) не исключает роли случая — например, прошедшего накануне дождя, размывшего почву. А анализ личностей военачальников, возвышающихся над полем брани, чередуется с обращением к судьбам отдельных солдат. Бондарчук даже согласился отступить от точки зрения Льва Толстого, считавшего Наполеона не совсем умным полководцем и сделавшего вывод, что действия французской армии зависели от воли главнокомандующего не больше, чем от устремлений рядового солдата.

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Ватерлоо», режиссёр Сергей Бондарчук, 1970 год

Сцена сражения представляет собой десятки тысяч статистов, поставленных в хаос битвы, поразительно интуитивных и ошеломляющих, если учесть, что каждый элемент в кадре фиксируется камерой.

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Ватерлоо», режиссёр Сергей Бондарчук, 1970 год

Бондарчук каким-то образом уравновешивает хаос и огромный масштаб битвы, не жертвуя ясностью повествования. Явственно наблюдается его исключительная способность визуально осознавать и показывать эпос. Он не просто представляет битву, но глубоко погружается в ее опыт и психологию, включая поразительное использование замедленного движения и аэросъемку.

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Ватерлоо», режиссёр Сергей Бондарчук, 1970 год

Поскольку битва, естественно, составляет сердце «Ватерлоо», драматургия, а также аудиовизуальный опыт встречи двух стратегов поставлены очень захватывающе.

Реконструкция декораций и костюмов очень тщательная. Самый придирчивый зритель должен осознавать большую заботу создателей фильма о достоверности.

Наполеон и Веллингтон

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Ватерлоо», режиссёр Сергей Бондарчук, 1970 год

Род Стайгер, имевший, по всеобщему признанию, весьма отдалённое внешнее сходство с собственным персонажем, тем не менее покоряет глубиной вживания в образ исторической фигуры Наполеона Бонапарта, не обделённой ни интеллектом, ни харизмой, ни силой воли, отчаянно цепляющейся за свой последний шанс одержать победу. У него авторитетный взгляд и убедительные речи. Однако временами его истерики делают его похожим на ребенка, который злится, когда все идет не так, как он хочет, что несколько нарушает мифический образ великого, неприкасаемого лидера.

История создания и провала эпичного фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука

Кадр из фильма «Ватерлоо», режиссёр Сергей Бондарчук, 1970 год

Фигура сэра Артура Уэлсли, или герцога Веллингтона, также очень убедительна. Кристофер Пламмер играет его как человека, который полностью воплощает военные добродетели, который культивирует в своих людях дисциплину и строгое разделение между личными и служебными отношениями.

Вполне достоверно ощущается, что оба героя чувствуют себя полностью в своей стихии, когда начинается сражение, размышляя над тактикой и выискивая слабые места в обороне друг друга.

Слабые стороны

Если характеры Наполеона и Веллингтона хоть немного проработаны в сценарии, то остальные персонажи кажутся всего лишь статистами. В результате фильм, который впечатляет своим масштабом, получился эмоционально бледным. Как будто «Ватерлоо» — это фрагмент истории, показанный на расстоянии вытянутой руки из далекого времени, ближе к документальному, чем художественному кино. Он не дает зрителю сильной эмоциональной связи ни с одним из его главных героев, поэтому к тому времени, когда начнется сражение, будет сложно увлечься им.

Фильм также не ставит перед собой никаких других целей, кроме как эффективно воссоздать историческое событие. Его масштаб и престиж неизбежно помещают его в то же поле, что и «Война и мир», но «Ватерлоо» лишено его психологической и эмоциональной сложности и, несмотря на монументальность, ощущается, что этого не хватает.

Значительные пробелы в сценарии в части развития цепочки событий также не дают полностью осознать нить повествования — фрагментарный сюжет просто не задерживается в памяти, а идет как-будто фоном.

Музыка итальянского композитора Нино Рота несколько угнетает своим оглушающим пафосом и в некоторых местах неуместна в кинематографическом контексте.

Интересные факты

1. Это не самый дорогой фильм Сергея Бондарчука — на самом деле его проект «Война и мир», снятый в 1965 году имел бюджет в $29 млн, то есть на $4 млн больше.

2. В финансовом отношении фильм «Ватерлоо», как известно, потерпел фиаско — кассовые сборы составили чуть больше $3 млн, из которых прокатная плата всего $1,4 млн.

3. Съемки фильма велись в основном на Украине, в Герцоговине, Чехословакии, непосредственно битву снимали возле села Нижнее Солотвино в Закарпатье, на том месте, которое было очень похоже по рельефу на реальное место сражения.

Резюме

Все мелкие недостатки данного фильма, указанные в публикации, ничуть не умаляют его эпичности и монументальности, а так же виртуозной режиссуры Сергея Бондарчука, который всему миру показал как нужно снимать великие баталии прошлого. Только по этим причинам «Ватерлоо», безусловно, заслуживает внимания. Каждый, кто хотя бы немного интересуется историей кинематографа или творчеством советских режиссёров должен обязательно посмотреть этот фильм.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые публикации автора

Retinsky — Кино | Retinsky