Создатели серии фильмов об антиутопическом мире будущего фактически приняли окончательное решение по отказу от съёмок четвертой части франшизы.
Когда в 2014 году фильм «Дивергент» вышел на большой экран, у него были все шансы перерасти в длительную и прибыльную франшизу — при бюджете в $85 млн сборы составили почти $300 млн. Многообещающее начало и увлекательная история про постапокалиптический мир будущего, где общество поделено на фракции в зависимости от ментальных установок (искренность, бесстрашие, эрудиция, дружелюбие и отречение) давали такую возможность.
Свежий и интересный актёрский состав с Шейлин Вудли в главной роли, в котором её партнёрами были Тео Джеймс и Энсел Элгорт, быстро обрёл армию фанатов и завоевал их сердца. Режиссёр Нил Бёргер поставил технически безупречный фильм, в котором композиция, монтаж, динамика и визуальные эффекты создавали общее гармоничное впечатление.
Действительно, первый фильм получился довольно интересным, с целостным сюжетом и оправданной логикой. Однако, следующий фильм данной серии «Дивергент, глава 2: Инсургент» получился менее впечатляющим, более предсказуемым и, в некоторой степени, абсурдным. Привыкшие к динамике первой части фильма, зрители остались недовольными ритмом повествования и назвали фильм откровенно скучным.
Кроме этого, фильм стал явным лидером по сбору кинематографических и литературных клише в одном произведении. Вся ответственность за это, на мой взгляд, лежит на авторе книг — Вероники Рот, которой не хватило таланта и усердия для развития оригинальной линии сюжета. Интересная и необычная, на первый взгляд, история — скатилась до банальностей, уже повторенных в сиквелах фильмов «Бегущий в лабиринте» и «Голодные игры». Причем до таких банальностей, которые дразнят и раздражают зрителя, обещая ему приподнять завесу над истиной в следующей части, но не делая этого.
Этим можно объяснить полный провал в прокате третьей части франшизы «Дивергент, глава 3: За стеной» (оригинальное название «Аllegiant» — «Аллигент» ;), которая с учётом маркетинговых расходов не окупила даже создания фильма. Кроме того еще больше пострадала логичность и зрелищность, а персонажи стали нелепыми и неправдоподобными. Шейлин Вудли потеряла всякий шарм, который был в предыдущих "главах" и стала чрезвычайно унылой и тусклой. Её персонаж, который ранее показывал себя сильным и дерзким, превращается в немого, которым легко манипулируют.
Запутанный и непродуманный сюжет кажется бессмысленным. Мотивация персонажей несовместима с предыдущими частями и, похоже, меняется в соответствии с требованиями сценария, а также ставит любой смысл предыдущих фильмов под серьезную угрозу.
Своеобразным "гвоздём в крышку" фильма стали низкокачественные визуальные спецэффекты, а в некоторых сценах даже виден хромакей (зеленый фон). Таким образом, зритель лишился не только актёрской игры, но и зрелищности.
Недовольны все: создатели, актёры, поклонники
Следующий фильм, названный «Дивергент, глава 4: Восхождение» (оригинальное название «Ascendant» — «Асцендент» ;), выглядел как проблемный, но в течение нескольких месяцев после дебюта «За стеной» казалось, что четвертая глава тоже будет экранизирована, пока создатели не сообщили, что продолжения ждать не стоит.
Киностудия «Lionsgate» объяснила своё решение тем, что фильм вероятно будет убыточным и она не сможет покрыть издержки на производство четвертой части. Таким образом, франшиза осталась незавершенной, что разочаровало её поклонников, надеявшихся досмотреть историю «Дивергента» до логичного конца. Ещё больше поклонников оказались недовольны актёры, которые лишились возможности закончить историю.
Позже было объявлено, что рассматривается возможность создания телевизионного сериала с перезапуском всей франшизы. Даже были заявления о том, что Шейлин Вудли предложили сняться в этом сериале. Однако, и она, и Тео Джеймс отказались участвовать в телевизионном проекте.
Таким образом, «Восхождения» с прежними героями не будет, а узнать чем данная история закончилась можно только из книг Вероники Рот.
Интересные факты
— До начала съемок первой части фильма весь актерский состав прошел двухмесячный период подготовки в военном лагере для новобранцев;
— Во время внестудийных съемок создатели фильма во избежание утечки информации о проекте использовали специальное название — «Catbird» (Дрозд);
— Татуировка на спине персонажа Тео Джеймса создана по мотивам советского конструктивистского абстракционизма 1920-х годов.