Если самым «Новогодним» фильмом по праву считается «Ирония судьбы или с легким паром!», то фильмом к 8-му марта можно смело назвать «Берегите женщин».
Этот фильм я видел много раз, а кассета, на которую (прямо с телевизора) в далеком теперь уже 81 году была записана музыка из него, буквально «заиграна до дыр».
Недавно узнал об этой картине несколько интересных фактов, о которых и хочу рассказать.
С самого начала сценарий про девушек-передовиков металлургического производства не вызвал интереса. Да и сыроват был текст, требовались доработки. К тому же съёмки в цеху обошлись бы слишком дорого.
Всё изменилось, когда работу поручили режиссёру Ленинградского телевидения Виктору Макарову. Съёмки решено было перенести в порт и сценарий заиграл новыми красками. В нём появились лёгкость, юмор и музыка много музыки.
И опять «но»: музыку, которую предложил Макаров, назвали устаревшей и включать в фильм настоятельно не советовали.
Создать запоминающееся музыкальное сопровождение к фильму удалось Юрию Антонову. Но так как выбор композитора был сделан не Макаровым, то помимо всего прочего, это стало причиной разногласий в творческом коллективе.
Виктор Макаров был против Антонова, к тому же некоторые моменты в сценарии ему не разрешили доработать и он покидает съёмочную площадку Одесской киностудии. Тут же отзывается в Москву оператор фильма В. Булаенко. Был 80-й год, Олимпиада, и оператор потребовался там.
Без оператора и режиссёра, со спорным сценарием и "устаревшей" музыкой, фильм был на грани закрытия. Кандидатуру Александра Полынникова на должность режиссёра утвердили от безысходности.
По условиям киностудии, съёмки должны были завершиться через 3 месяца после их начала. Небывало сжатые сроки, но Полынников согласился. До этого момента он работал оператором, и режиссура была его мечтой, которая могла осуществиться.
Полынников начал работу с очередной переделки сценария. Также он изменил актёрский состав. На роль девушки капитана буксира ему настойчиво рекомендовали Александру Яковлеву. Звезда «Экипажа» не сработалась с коллективом и покинула киностудию.
Сценарий она сочла бездарным, а героиню нелепой, и решила уйти "по-английски", не прощаясь. Её разыскивали, конечно, просили вернуться, но она отказалась наотрез. Съёмки опять оказались под угрозой.
Неизвестно, что было бы дальше, если бы не Альгис Арлаускас. Он тоже снимался в многострадальном фильме и предложил вместо Яковлевой свою жену, Марину Шиманскую. Красавица актриса высокая, белокурая буквально спасла положение.
Я считаю Марину украшением фильма. Тем более что ещё одна прекрасная актриса, Светлана Пенкина, занятая во второстепенной роли, выглядела на экране суровой и мужеподобной. Таков уж был её образ.
В 1981 году многострадальный фильм наконец вышел на экраны. Оглушительного успеха он не имел, но зрители полюбили его.
А для Юрия Антонова фильм «Берегите женщин» стал судьбоносным. Песни из киноленты стали шлягерами, которые популярны до сих пор, а Союз композиторов наконец признал его, также стали поступать приглашения на телевидение.
С удовольствием посмотрю, вместе с супругой этот фильм ещё раз и послушаю «Летящей походкой», «Мечта сбывается», «Море» и «Жизнь играет с нами в прятки».
Картина хороша особенно когда узнаёшь, какие препятствия пришлось преодолеть её создателям.