Лирическую комедию «Отпуск за свой счёт» я пересматривал несколько раз. В основном — из-за актёрского состава. Владимир Басов, Александр Ширвиндт, Любовь Полищук, Лия Ахеджакова они были звёздами первой величины уже тогда, в 1981 году. Неподражаемая Людмила Гурченко сыграла экскурсовода. До сих пор на каждой экскурсии я вспоминаю её знаменитое: «Кучнее, товарищи, кучнее!»
Сюжет картины и сказочен, и прост. Скромная девушка Катя прибывает в Москву, разыскивает человека, в которого влюблена. Оцените, насколько непросто это было сделать без интернета и справочных систем. К тому же горожан с именем "Юрий Павлов" в Москве не одна тысяча.
Провинциальная Катя запросто общается с замминистра, добывает дефицитные приборы, едет за любимым в Венгрию, как в соседнюю область. Хорошие девушки в Верхнеярске, практичные и настойчивые. Но Юрий очаровывается совсем другими девушками. Лишь в конце фильма он понимает свою ошибку.
Роль главной героини, Кати Котовой, создавалась сценаристом Валентином Азерниковым специально для Евгении Симоновой. Но Виктор Титов, режиссёр, этот выбор не одобрил. В роли Кати он видел Любовь Руденко. Вместе с Игорем Костолевским, главным героем картины, Руденко служила в театре им. Маяковского и они отлично сработались на сцене.
Актёры уже паковали чемоданы, собираясь в Венгрию, когда пришло распоряжение взять на главную роль совсем другую актрису, 20-летнюю Ольгу Мелихову. До этого девушка снималась в фильме «Тростинка на ветру». Её внешность и манера игры понравилась влиятельному чиновнику из министерства, и простым приказом тот "подкорректировал" актёрский состав.
Мелихова не могла понять, почему коллеги враждебно настроены по отношению к ней и даже устроили бойкот. Однако, постепенно всё разъяснилось и отношения наладились. Любовь Руденко получила роль второго плана, она сыграла секретаршу начальника.
Во время съёмок начался бурный роман между Игорем Костолевским и Еленой Романовой (в фильме Лена). По сценарию они изображали пару. А через 2 года поженились. Забавное совпадение с венгерской стороны тоже была супружеская пара среди актёров.
Я посмотрел обе версии фильма, советскую и венгерскую. Советская короче на 10 минут, так как несколько сцен в фильме были вырезаны. В этих сценах не было, на мой взгляд, ничего, из-за чего их требовалось удалить. В венгерской версии всё без изменений.
Вырезали, в частности, все сцены с Михаилом Боярским, который играл знаменитого артиста, по сценарию друга главного героя, Юрия Павлова. Произошло это потому, что имя Боярского было упомянуто в фельетоне: "срывались маски" с актёров хапуг и рвачей, которые зарабатывают на гастролях бешеные деньги и тратят их на кутежи.
По приказу председателя Гостелерадио СССР уже отснятые и смонтированные эпизоды с Боярским убрали. До сих пор неизвестно, имели ли под собой основание обвинения в фельетоне, или просто раздули из мухи слона. Думаю, Михаил Боярский пережил тогда много неприятных минут.
В венгерской версии Катя в конце концов отдаёт предпочтение Ласло, своему верному рыцарю. Ветреный и тщеславный Юрий проигрывает положительному венгру по всем статьям. Но любить советской девушке иностранца было нельзя даже в фильме. Да и для молодёжи плохой пример. Поэтому финал в советской версии остаётся открытым. Неизвестно, кого выберет Катя.
Нельзя сказать, что фильм потерял свою актуальность. Хотя он не на злободневную тему, далёк от политики. Но это образец добротного, хорошо сделанного кино с красивыми натурными съёмками Москвы и Будапешта, с прекрасной актёрской игрой. Даже ради этого стоит его пересмотреть.