Фильм «Москва слезам не верит» был высоко оценен не только зрителями, но и зарубежными критиками. Удивительно, но не все сцены любимой советской картины были изначально задуманы.
Спившийся хоккеист Гурин
Изначально истории хоккеиста Гурина вовсе не было в сюжете, написанном Валентином Черных. После прочтения текста Меньшов попросил сценариста доработать материал, но тот категорически отказался.
Режиссеру пришлось самостоятельно придумывать новые сюжетные линии и дополнительных героев в картину.
На этом история с Гуриным не закончилась. В первой версии фильма хоккеист приезжает на дачу к Николаю и Антонине вместе со своим другом и устраивает скандал бывшей супруге. Он требует с нее денег на очередную бутылку, а его приятель кричит о том, что вырос на матчах Гурина. Но такой вариант не понравился «Госкино» и поэтому было принято решение об исправлении Сергея и его решении навсегда бросить пить.
Екатерина Тихомирова в клубе знакомств
Во второй части фильма главная героиня Екатерина, как депутат Моссовета, посещает танцевальный клуб, в котором одинокие люди находят свои вторые половинки. Роль директора этого заведения блестяще исполнила Лия Ахеджакова.
Изначально такой сцены вовсе не было в сценарии. Валентин Черных просто посадил героиню принимать в своем кабинете избирателей. Такой сюжет показался Владимиру Меньшову очень скучным, поэтому он решил добавить линию с Ахеджаковой.
Благодаря этому появилась юмористическая сцена с пенсионером, который просит директора клуба перевести его в группу к молоденьким девушкам. Также показывается несколько второстепенных персонажей, например, одинокие женщины, которым просто не остается свободного места в клубе.
Екатерина и Людмила на фестивале французского кино
В самом начале картины Екатерина и Людмила посещают фестиваль французского кино, а точнее вместе с другими поклонниками стоят вдоль красной дорожки, ожидая приезда знаменитостей. В сценарии Черных этой сцены не было, вместо нее девушки должны были наблюдать за приемом в аргентинском посольстве. Они также бы стояли вдоль дорожки, наблюдая как к зданию подъезжают зарубежные дипломаты и иностранцы, которые были приглашены на прием.
Меньшов настоял, чтобы эту сцену заменили. Ему хотелось показать зрителям, что когда-то неизвестные никому люди в будущем могут стать знаменитыми артистами.
Поэтому режиссер заменил послов советскими звездами, а дипломатический прием – фестивалем французского кино. Поэтому уже в итоговом варианте перед нами проходились по ковровой дорожке Татьяна Конюхова, Георгий Юматов, Леонид Харитонов и другие.
Благодаря такому изменению появилась знаменитая сцена с Иннокентием Смоктуновским, имя которого спрашивают Катерина и Людмила. Фраза «поздновато начинаете» будущему артисту помогла многим неуверенным в себе зрителям начать претворять свои мечты и планы в жизнь. Меньшов попросил Смоктуновского сыграть эту сцену в своем фильме, чтобы доказать людям, что никогда не поздно пробовать изменить свою судьбу.
«Голубой огонек» вместо КВН
Как только в первой части фильма Рудольф говорит Катерине о своей работе не телевидении, он тут же приглашает ее на съемки. В результате героиня оказывается в центре банкетного зала, смеясь под юмористические песни артистов, выступающих на сцене.
В первой версии она должна была находиться не на съемках «Голубого огонька», а в КВН в телецентре на Шаболовке.
Но режиссеру было трудно договориться с организаторами, к тому же пришлось бы собирать огромный зал зрителей.
Именно по этой причине КВН заменили «Голубым огоньком», который в то время являлся визитной карточкой советской эпохи и телевидения того времени. Принять участие в его съемках считалось очень престижно. Этим Меньшов хотел показать серьезный настрой Рудольфа к Катерине, который хотел поразить героиню и завоевать ее сердце, считая девушку дочкой известного и богатого профессора.
Какие бы изменения не пережил сценарий во время съемочного процесса, мне кажется, они пошли ему только на пользу.